Чудо в хонех, чудо в орде и чудов монастырь. Чудо в Хонех: иконы От чего защищает архангел михаил

20.12.2023

Архангел Михаил - ключевая фигура Нового Завета. Он главный помощник Божий, во власти которого находится весы, взвешивающие человеческие грехи. Древние апокрифы повествуют нам о чудесах, совершенные Архангелом. Одно из них стало сюжетом для написания иконы.

С именем Архангела Михаила связано много чудес, сотворенных еще в начале библейских времен. Отсюда широкая известность и горячая любовь христианского народа. Рядом с храмами, возведенными в честь святого, происходило и происходит по сей день множество исцелений. В Византии вожди и правители считали Архангела своим покровителем на войне. С его ликом чеканились монеты, а фрески с изображением Архангела Божьего украшали храмы, в которых были похоронены знатные люди. Верующие молятся святому Михаилу о покровительстве и защите, ведь именно он определяет грехи человека в день Страшного суда.

История иконы

В основу сюжета иконы «Чудо Архангела Михаила в Хонек» положена история о чудесном спасении преподобного Архиппа Херотопского, произошедшая в шестом веке. Воды источника, где некогда явил себя Архангел Михаил , излечили юную девушку, единственную дочь Лаодикии — жителя города Иерополя. В честь святого возле целебного источника был построен храм Божий.

Время гонения на христиан совпало со служением в храме Архангела Михаила пономаря Архииппа. Он вел праведный образ жизни и подавал большие надежды: многие были уверены, что он сыграет важную роль в распространении веры. К его проповедям прислушивались даже те, кто ревностно отрицал Господа.

Властители города решили уничтожить храм в угоду своим языческим богам. Но действовали они ухищренно и изворотливо, дабы не обратить на себя гнев уже обращенных в веру. Они направили течение двух рек на храм, прокопав ров до самой церкви, у подножья которой стоял огромный камень. Неудержимый поток воды с легкостью уничтожил бы монастырь и всех его прихожан, однако Архипп, лишь завидев смертельное течение, стал молиться Архангелу Михаилу . Молитвы были услышаны мгновенно. Сам Архангел спустился с Небес, чтобы отразить удар. Он обратил воды вспять, ударив жезлом о камень, в котором открылась расселина. Язычники бежали в ужасе, выкрикивая лишь слово «Хона», что в переводе значит «расселина».

История о явленном чуде стала сюжетом для написания одной из самых значимых и глубоко почитаемых икон Архангела Михаила.

Где находится икона Архангела Михаила

Икона «Чудо в Хонех» является одной из самых знаменитых среди прочих образов угодника Божьего. Иконография этого сюжета полностью сложилась лишь в десятом веке, из-за чего возникло огромное количество икон и списков, написанных неизвестными авторами. На сегодняшний день подлинник не найден, но осталось множество списков иконы, разбросанных по всему миру. Нет ни одного храма в России, где не было бы иконы святого Михаила. Многочисленные образа и оберегающие фрески с изображением Архангела украшают каждую церковь. Куда бы вы ни зашли, у вас всегда есть возможность обратиться к святому.

Самые ранние списки русских мастеров были написаны на обратной стороне Грузинской (Иерусалимской) иконы Божьей Матери в пятнадцатом веке. На сегодняшний день они находятся в собраниях Третьяковской галереи.

Также изображение Чуда в Хонех датируется тринадцатым веком и расположено на вратах собора Рождества Богородицы в городе Суздаль.

Описание иконы «Чудо в Хонех»

На иконе написан сюжет чудесного спасения храма Божьего и его прихожан, который удивительным образом вписался в русскую иконографию. Слева изображен Архангел Михаил, пронзающий жезлом камень. Из расселины низвергаются две реки, образуя арки, вертикальные друг другу. С правой стороны располагается храм, где в молитвенной позе изображен преподобный Архипп.

В чем помогает Архангел Михаил

Помимо борьбы с недоброжелателями и силами зла, святой помогает людям избавиться от мирских проблем . Любая молитва, исходящая от чистого сердца, будет услышана Архангелом. Он считается вездесущим защитником и покровителем каждой заблудшей души. К Михаилу обращаются в различных ситуациях. Он исцеляет от душевных и телесных болезней, оберегает от разбойников, зла, предательства и лжи, защищает от бед и неудач, укрывает от стихийных бедствий и помогает избавиться от печали, скорби и тревоги.

Молитва Архангелу Михаилу

«О, Святейший Михаил! К тебе обращаемся, Великий Архистратиг! Прошу, пощади нас и отпусти все грехи, что совершили мы. Подари нам покровительство свое, убереги от нападок недругов наших, от злосчастий и горестей. Исцели дух, укрепи веру и освети наш путь. Освободи от пороков, что терзают наши души, проведи дорогой праведной в Царствие Божие! Стань нам хранителем и не позволяй поддаться искушениям дьявольским. Славим тебя, Святой Михаил! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

День празднования

Воспоминания о случившемся чуде празднуется 19 сентября. Этот день является и почитанием иконы «Чудо Архангела Михаила в Хонех».

Архангел Божий внемлет каждой просьбе, особенно когда помощь его необходима и жизненно важна. Явление Архангела Михаила напоминает нам о том, что каждый из нас находится под опекой Высших Сил и всякая молитва будет услышана. Мы желаем вам крепкой веры. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

До нашего времени в виде легенд и преданий дошли несколько историй о чудесах и явлениях архангела Михаила, наиболее известные из них:

«Чудо в Хонех»

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. Появление источника и храма при нем было предсказано еще святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который проповедовал в тех местах. Источник исцелял не только христиан, но и иноверных. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу и архангелу Михаилу, чтобы уберечь святое место, не дать врагам погубить святыню. Тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

«Чума в Риме»

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена его скульптура, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

«Спасение Сипонта»

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта язычниками архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что язычники были остановлены и, пораженные его явлением, приняли святую веру. Сипонтийские граждане хотели выстроить церковь во имя архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе рядом с городом. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, и другие чудеса совершались в той церкви по молитвам святого архистратига Михаила. Это место, известное как город Монте-Сент-Анджело и сейчас привлекает многочисленных паломников.

«Грешница, ставшая святой»

Евдокия, жившая во времена царствования императора Траяна, была удивительной красоты женщиной. Но, как часто бывает, красота не всегда сопутствует целомудрию, Евдокия увлеклась широким путем удовольствий. Через некоторое время она стала очень богата. В одну из ночей Евдокия услышала под своим окном громкое чтение о Страшном Суде, мучении грешников и всеобщем воздаянии. Наутро она призвала к себе монаха, прося научить ее покаянию. Монах научил ее поститься и молиться о своем спасении. Неделю Евдокия провела в своей комнате в плаче и молитве, и в последний день увидела светозарного юношу, который взял ее за руку и вознес на небо. Юноша назвался архангелом Михаилом и рассказал Евдокии о великой радости на небе о покаянии каждого из грешников. Евдокия приняла крещение и посвятила свою жизнь Господу.

«Спасение отрока близ Афонской горы»

Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного юношу, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

«Спасение наследника»

Согласно истории, некий богатый человек, узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумал его убить. Он оставил его одного в лесу, бросил в море, но юноша благодаря заступничеству архангела Михаила остался невредим. Тогда богач отправил его к своей жене с письмом, в котором просил её погубить отрока, но Михаил заменил письмо требованием немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погиб от собственного меча, который пронзил его, когда тот садился на коня.

«Спасение Новгорода»

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сейми възбрани поити на Великий Новъгородъ» (этот запретил мне идти на Великий Новгород).

«Архангел Михаил и Жанна д’Арк»

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской, был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем Орлеанском небе и сражался на стороне французов.

«Чудо о Флоре и Лавре»

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Сохранилось много историй о том, как архангел Михаил спасал жителей прибрежных селений на островах Эгейского моря во времена расцвета пиратства. Не страшась ничего, пираты грабили селения, сжигали дома, захватывали в плен людей, которых потом продавали в рабство. По горячей молитве жители всегда получали помощь от святого военачальника.

Особенно полюбился пиратам остров Лесбос — богатый и изобильный. Недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил бесплотных, время основания которого теряется в глубине веков. Монастырь был хорошо укреплен, пиратам никак не удавалось преодолеть монастырские стены, но жажда наживы была велика, и они поставили себе задачу, во что бы то ни стало попасть в обитель. Выбрав подходящий момент, после зимней тишины монахи находились в беспечности и не ждали нападения, один из пиратов вскарабкался на стену и уже через минуту открыл монастырские ворота. Монахи так и не успели понять, что же произошло, как были все убиты. В живых остался только послушник Гавриил, который и был свидетелем чуда явления архангела Михаила. Грозный воин с огненным мечом заставил бежать пиратов, позабыв про оружие и награбленное.

А Гавриил в благодарности припал к иконе Архангела Михаила, икона на какое-то мгновение преобразилась — лик стал как живой. Гавриил молил архангела Михаила упокоить души братьев и сподобить его изобразить дивный лик, который он увидел минуту назад. Гавриил, смешав белую глину и кровь своих братьев, начал лепить образ небесного заступника, чувствуя помощь и вдохновение. И чудесным образом руки сами собой изваяли образ грозный, но исполненный Божественной благодати. Чудотворная икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником. Икона совершенно не пострадала от времени. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, благодать творит чудеса с теми, кто прибегает к его образу с верой.

Служители Мандамадосского монастыря трепетно сохраняют легенды о помощи архангела Михаила, здесь и древние истории о том, как он помог с деньгами, которых не хватало на возведение новой церкви, и современные о чудесной помощи уроженцам Мандамадоса в исцелении. Привлекает внимание история о внезапном исчезновении иконы Архангела Михаила из монастыря на целую неделю и чудесном ее возвращении на прежнее место. Это случилось в 1936 году в тот период, когда турки жестоко напали на греческую часть Кипра. Согласно легенде, спустя несколько лет в монастырь приехал мужчина и сразу направился к иконе Архистратига Михаила со словами: «Это мой спаситель!». Когда пономарь монастыря выслушал историю приезжего о боях с турками, он подтвердил, что спасение, несомненно, было от архангела Михаила: «Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезала из храма».

Когда воспевал сие блаженный Архипп, то услышал голос, повелевающий ему выйти из церкви. Выйдя из церкви, он увидел великого предстателя и хранителя рода христианского – святого архистратига Михаила, в образе прекрасного и пресветлого мужа, как некогда он явился пророку Даниилу (). Блаженный Архипп, не будучи в состоянии смотреть на него, от страха упал на землю.

Архангел же сказал ему:

– Не бойся, – встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах.

Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к воеводе сил небесных, остановился по повелению его на левой стороне; при сем он увидал огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко, Архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал:

– Остановитесь там!

И тотчас же воды обратились назад. Так исполнились слова пророческие: «Видели Тебя воды и убоялись» (). Реки стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Вслед за сим архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась и камень разделился надвое, образовав в себе громадное ущелье. При сем архангел Михаил произнес следующие слова:

– Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верою!

Сказав сие, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный перешел туда, то святой Михаил громогласно возгласил водам:

– Войдите в сие ущелье!

И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли сим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие увидеть потопление святого храма, от страха окаменели. Сохранивши от потопления свой храм и преподобного Архиппа, святой архистратиг Михаил взошел на небо, и блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо прославлял великого хранителя, архистратига Михаила, за его великое заступление. Тогда все противники устыдились, у верующих же была великая радость, и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу. С тот времени постановили праздновать тот день, в который совершилось чудо чрез явление ангела. Преподобный Архипп прожил много лет на том месте, усердно работая Богу, и скончался в мире, будучи 70 лет от рождения своего. Верующие погребли его на том же самом месте, которое за вышеупомянутое чудо названо «Хони», т.е. погружение , потому что там воды погрузились в камень.

Следует также упомянуть и о других чудесах святого архистратига Михаила, благодетеля христианскому роду.

Между Адриатическим морем и горою, называемою Гарган , есть город Сипонт, отстоящий от горы за 12 тысяч стоп . В том городе был один богатый человек, стада которого паслись под горою Гарган. Однажды у него пропал один вол, отставший от стада. Долго отыскивал он со своими рабами этого вола и наконец нашел его на вершине горы у дверей одной пещеры. Разгневанный и усталый от поисков, человек тот взял лук и стрелу и пустил ее в своего вола с тем, чтобы убить его. Внезапно стрела, обернувшись назад, поразила стрелявшего. Бывшие с ним, видя то, убоялись и, не смея приблизиться к той пещере, возвратились в город и рассказали там о случившемся. Узнав об этом, епископ того города обратился с молитвой к Богу, прося Его открыть ему тайну сию. И вот явился ему в видении архангел Михаил и возвестил, что он избрал то место себе, хранит его и желает часто посещать его и помогать людям, приходящим туда с молитвою. Епископ возвестил о сем видении людям и предписал всему городу трехдневный пост, после которого пошел вместе с клиром своим и со всем народом к той горе. Поднявшись на нее, они нашли в камне пещеру с тесным входом и не осмелились войти внутрь, но совершили моление перед дверью. С тех пор туда часто стали приходить люди и молиться там Богу и святому архистратигу Михаилу.

Однажды неаполитане , будучи еще неверующими, собравши свои войска, неожиданно подошли к городу Сипонту с тем, чтобы взять его и разорить. Граждане были в великом страхе. Тогда епископ заповедал жителям того города трехдневный пост и молитвы об избавлении от окружающих их врагов. Перед наступлением дня, назначенного врагами для окончательного разорения города, воевода сил небесных, св. архистратиг Михаил, явился в видении епископу и сказал:

– Завтра в 4 часу дня вели своим гражданам вооружиться и выйти из города против врагов, а я приду на помощь вам.

Проснувшись, епископ сказал о сем видении всем людям и весьма обрадовал их предреченной Богом победой над язычниками. Когда же наступил 4-й час дня, послышался сильный гром и, поднявши глаза, все увидали облако, сходящее на гору Гарган. В то же время появились, как некогда на Синае (), огонь, дым, молния и гром, так что вся гора заколебалась и покрылась облаками. Враги, увидав сие, устрашились и обратились в бегство; граждане же, уразумев, что на помощь им пришел благой хранитель и скорый заступник их св. архангел Михаил со своими небесными воинами, открыли городские ворота и погнались за врагами, поражая их, как стебли; они преследовали их сзади, святой же архистратиг Михаил поражал их с высоты громом и молнией; умерших в тот день от грома и молнии было 600 человек. Граждане Сипонта преследовали врагов до Неаполя и, с помощью воеводы небесных сил победив их, с торжеством возвратились в свой город. С того времени неаполитане, познавши крепкую десницу Всесильного Бога, приняли святую веру. Сипонтийские же граждане, собравшись все с епископом и с клиром, пошли к горе, на которой было грозное явление, желая воздать там благодарение Богу и помощнику своему, святому архистратигу Михаилу в всем небесным силам. Когда они приблизились к дверям той пещеры, то нашли на мраморе след небольшой человеческой ноги, так же хорошо оттиснутый, как бы на болотистой земле. Тогда сказали они между собою:

– Вот, поистине святой архистратиг Михаил оставил здесь знак своего посещения, ибо он сам здесь был, избавляя нас от врагов наших.

Поклонившись, они целовали тот след и, совершивши молебное пение, радовались, что имеют такого хранителя и заступника себе, и воздавали благодарение Богу. На том месте они решили выстроить церковь во имя святого архистратига Михаила. Когда они приступили к постройке, то архистратиг Михаил опять явился епископу и сказал:

– Не следует вам заботиться о церковном здании: я без вашего труда приготовил там себе храм, только войдите в него. Ты же на другой день соверши в нем святую литургию и причасти верующих Св. Божественных Таин.

После сего видения епископ повелел всем людям приготовиться к причащению Св. Таин и пошел вместе с ними, совершая молебные пения. Когда они пришли на то святое место, где отобразились на мраморе святые стопы, то нашли в камне вытесанную небольшую церковь, в виде пещеры; стены у нее были не гладкие, вышина же ее была различна: в одном месте можно было достать головой, а другом невозможно было и рукой достать. – Из сего стало понятно людям, что Бог ищет в церкви не камней драгоценных, а чистого сердца. Престол в сей церкви был покрыт пурпуровым покрывалом; епископ совершил на сем престоле святую литургию и причастил верующих Пречистых Таин. В алтаре же на северной стороне сверху стала истекать вода – чистая, вкусная, очень светлая и чудотворная, вкушая которую все болящие, по причащении Святых Таин, получали исцеление, и многие иные бесчисленные чудеса совершались в той церкви по молитвам св. архистратига Михаила. Епископ выстроил при церкви келлии и поместил там священников, диаконов, певцов и чтецов, чтобы в ней ежедневно была отправляема церковная служба во славу Богу и в честь св. архистратига Михаила.

Упомянем еще о чуде, бывшем на Афонской горе . Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек, по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он вышел из лавры блаженного Афанасия и направился от Солуни по берегу моря. Здесь он нашел очень красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место сие ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя всё сие в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек, золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил:

– Если Господь Бог захочет прославить сие место, то Сам Он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!

Против святой горы есть остров, называемый Луг, находящийся на расстоянии одного дня морского пути; там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменный столб; на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески: «Всякий ударивший меня вверх найдет множество золота». Многие пытались узнавать: правда ли это, – и били по голове идола, но ничего не находили. Случилось же в то время одному юноше, близ означенного столба, пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как то делали и другие, чтобы найти золото, – однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, золото зарыто в земле и, при захождении солнца, заметил, где кончается на земле тень от этого столба и в том месте, где кончалась тень от головы идола, он начал копать землю, ища сокровища, но и здесь ничего не нашел. Когда же взошло солнце, он опять стал смотреть, где кончается тень от столба, и там стал копать. Когда он копал, то услыхал на том месте какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, стал еще усерднее копать и дорылся до жерновного камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Протяну руку сквозь скважину камня, он нашел там много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать.

– Если я кому-нибудь расскажу о золоте, – думал он, – то как бы меня не убили из-за него.

Бог же, внимая молитвам вышеупомянутого старца, заботившегося об украшении святого храма, внушил юноше, чтобы он шел на святую гору в один из монастырей и рассказал бы игумену о найденном сокровище. Юноша так и сделал. Взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, он пришел в селение, лежавшее близ моря и нанял там человека, который бы перевез его к святой горе. По усмотрению Божию, он остановился в пристани вышеупомянутого, вновь выстроенного монастыря, названного по имени его строителя Дохиар. Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и, передав им слышанное от юноши, послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото в монастырь. Иноки поспешно отправились на лодке и приплыв к острову, дошли до того столба, около которого было зарыто золото. Когда они отвалили жерновный камень, то под ним нашли котел, полный золота, и весьма обрадовались. Но исконный враг рода человеческого, ненавистник всего доброго, диавол, вложил одному из этих иноков неприязненную мысль, и тот сказал другому иноку:

– Брат, какая нужда нам нести сие золото к игумену! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.

Когда же другой возразил ему: «Как мы скроем это золото?» – то он отвечал:

– Всё это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.

Сговорившись так, они сказали о том третьему иноку; но тот, будучи богобоязненным, сказал:

– Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.

Но они, не слушая его увещания, стали принуждать его быть единомысленным с ними, и наконец сказали:

– Если ты не будешь с нами заодно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.

Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал:

– Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божиим, что никому о сем не расскажу и не потребую от вас золота.

Итак, утвердив свое слово клятвою, он молчал. Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыдание умолять их, чтобы они не губили его, но безуспешно: нечестивые те черноризцы, имея окаменелое сердце и златолюбивую душу, не убоялись Бога, не умилились слезами отрока и не послушали его смиренной мольбы; схватив отрока, они бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну. Была же ночь, когда происходило это злодеяние. Милосердый Бог, взиравший с высоты на горькое рыдание отрока и видевший неповинное его утопление, послал хранителя рода человеческого святого архистратига Михаила, чтобы он взял утопленного со дна моря и принес бы его живым в церковь. Так сие и совершилось. Внезапно отрок оказался близ св. трапезы с камнем, повешенным на его шее. Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх вошел в церковь, чтобы зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению. В сие время он услыхал в алтаре человеческий голос и стон; он очень испугался и пошел рассказать о сем игумену. Игумен назвал его трусливым и малодушным и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услыхав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего близ св. трапезы с привязанным к его шее камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил:

– Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Отрок как бы пробудился от сна и сказал:

– Те лукавые иноки, которых ты послал со мною за найденным золотом, привязав этот камень на мою шею, выбросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидал двух мужей, сиявших как солнце, и услыхал их беседу между собою; один говорил другому: «Архангел Михаил! принеси сего отрока в монастырь Дохиар!» Выслушав сие, я пришел в беспамятство, и не знаю, как очутился здесь.

Услыхав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславные чудеса. Потом он сказал отроку:

– Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.

Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При сем он прибавил екклисиарху:

– Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня? – то отвечай, что так велел настоятель.

С наступлением утра, убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями, вышел к ним навстречу и спросил:

– Почему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? – где же четвертый?

Они на это с гневом отвечали:

– Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.

Игумен, сказав на это: «Да будет воля Божия», – пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил:

– А сей кто такой?

Увидав юношу, они пришли в ужас, и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братий, и они принесли найденное золото в монастырь. Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сие преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком. После сего игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым юноша был выброшен в море, был вложен в стену, чтобы было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками св. архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.

За всё сие прославим Отца, Сына и Святого Духа, и возвеличим во веки св. архистратига Михаила.

Тропарь архистратигу, глас 4:

Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.

Кондак, глас 2:

Архистратиже Божий, служителю божественныя славы, ангелов начальниче, и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

Колоссы – город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10 год царствования Нерона (64 по Р. Х.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии назывался Хоны. Нине это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. Одно из посланий Ап. Павла написано к жителям этого города. – Церковь св. Архистратига Михаила с древних времен существовала в этом городе.

Иераполь (с греч. священный город) – город в Малой Азии, во Фригии. Он стоял недалеко от г. Колоссы и Лаодикия, почти при соединении рек Меандра и Ликуса. Новейшее название города: Рамбук-Калеси (город хлопчатой бумаги). Иераполь некогда имел епископа, присутствовавшего на первом Никейском соборе в 325 г. В Иераполе, между прочим, как видим из предлагаемого здесь повествования, учил и мученически скончался св. Ап. Филипп.

Силоам – источник или водоем Силоамский, и устроенная при нем купальня Силоамская находились на юго-восточной стороне Иерусалима при подошве гор Сион и Мориа. Об источнике Силоамском в Св. Писании упоминается 3 или у раза, и между прочим у евангелистов Иоанна и Луки. (См. Иоан.5и 9:7–11;

Солунь (иначе Фессалоники) – столица одной из областей Македонии. В Солуни Апостол Павел проповедовал Евангелие; два из его посланий написаны для жителей означенной области и города.

Екклисиарх (греч. начальник храма), обязан был наблюдать за церковным зданием и чистотой в нем, а также порядком богослужения в монастыре, по указаниям церковного Устава.


Церковь прославляет в сей день Архистратига Михаила, воспоминая чудо, совершенное им в местечке Хони, ранее называвшемся Колоссы. Архистратиг Михаил поставлен Господом начальником и вождем Небесных сил, как самый верный служитель Божий.

В старые времена в городе Колоссы находился чудотворный источник, над которым возвышался храм в честь Архангела Михаила. В 90-й год от построения храма в нем поселился отрок Архипп, который вел аскетический образ жизни, уподобляясь древним пустынникам, и прислуживал, пономарил в храме. Не только пост и молитва были уделом подвижника, он также заботился и об окружающих, которых просвещал верой во Христа. Такое миссионерство послужило поводом к ненависти среди язычников, которые завидовали святому отроку и чудесам от источника.

Завистники решили погубить Архиппа и само святое место - храм Божий с находящимся под ним источником. Много труда было положено нечестивыми, чтобы пустить течение двух рек на храм и источник. Но по молитве Архиппа, готового умереть за святой храм, и предстательством явившегося Архистратига Михаила потоки двух рек, направленные на храм вдруг устремились в расщелину, которая внезапно образовалась в камне при алтаре. Сохранив от потопления храм и преподобного Архиппа Архангел взошел на небо, а Архипп принес благодарность Богу за преславное чудо и прославил Архистратига Михаила за его великое заступничество. Противники устыдились, а верующие возрадовались.

С того времени постановили праздновать день, в который совершилось чудо, а само место, где находился храм стали называть Хони, что означает погружение, потому что здесь воды погрузились в камень.

Конечно, святой Архистратиг не раз являлся и помогал людям Ветхого и Нового Завета, но в церковной практике именно это чудо в Хонех внесено в календарь отдельным праздником, помимо соборного прославления Небесных Сил бесплотных в ноябре. Наверное, это не случайно. Обратим внимание на то, что многие чудеса Архангела направлены на отдельные местности и города, на отдельных людей и народы во обличение зла и беззаконий.

Чудо в Хонех знаменательно тем, что не только судьба и жизнь одного человека, но и духовное здоровье многих верующих находились под угрозой, и даже само святое место - храм Божий - должен был подвергнуться поруганию. Все это является обстоятельствами, против которых восстает совесть верующего и тем более восстает защитник славы Божией Архангел Михаил.

Чудо заступления тварного создания за своего Творца, ибо храм Божий - это дом Божий, такое чудо характеризует не только служение Архангела, но и обосновывает важность для нашей памяти произошедшего. Ведь, как важно оберегать святыню, важно благоговеть к святому месту, потому что храм Божий освящается присутствием в нем Бога, он свят и неприкосновенен. Поэтому мы и называем Архангела в молитве "несокрушимым щитом и твердым забралом Святой Церкви и Отечеству нашему"

Для нас чудо Архангела Михаила - это урок мужества, это урок верности Боу и хранения Его славы, а также урок благодарности, которая следует за всяким к нам благодеянием.

Мы же настолько немощны, малы и слабы, что кому как не нам подобает непрестанно благодарить Господа, Царицу Небесную, Архагела Михаила и всех святых за каждое мгновение нашей жизни, охраняемое их милостию, щедротами и предстательством...

В день памяти чуда святого Архангела снова и снова воспеваем мы благодарное молебное пение Грозному Воеводе, покровителю нашего храма с приделом в честь Архистратига Михаила и Собора Небесных Сил.

Девятнадцатого сентября православный мир традиционно восхваляет одно из чудес, совершенных Архангелом Михаилом. Несколько веков назад была одержана еще одна победа святой христианской веры над язычеством, и многие идолопоклонники обратились к вере во Христа.

Архистратиг Михаил

Святой Архангел Михаил в христианстве почитается как один из высших ангелов : приставка «архи» к слову «ангел» указывает на особое положение в Царстве Божьем. Михаил — главный архангел, предводитель первой битвы божественных сил с дьявольскими силами искушения, случившейся еще до сотворения Богом человеческого мира.

Один из ангелов — Денница — возгордился, посчитал себя богоподобным и восстал против Господа. Божественное войско раскололось: некоторые ангелы вдохновились горделивыми речами Денницы и, сойдя с божественного пути, последовали за ним. Архангел Михаил, обратившись к ангелам, воскликнул: «Никто, как Бог!» Это было утверждением его веры в то, что Бог един, второго Творца не может быть. Разыгралась великая битва, и светлое божье войско низвергло восставших ангелов. Непоколебимость веры Архангела, его преданность Господу отражена и в его имени: «Михаил» переводится как «никто не равен Богу».

Архангел Михаил стал предводителем божьего воинства, главным борцом с отринувшими бога силами, человеческим злом, ересью и гордыней. Потому на иконописи непременными атрибутами его образа является огненный меч или копье. На некоторых иконах Михаил изображается низвергающим дьявола. Православная церковь называет Михаила «архистратиг», что означает «главный воин», «вождь».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Как гласит легенда, чудо Архангела Михаила произошло в IV веке. В местности, которая звалась Фригией, проживала семья язычников. Не все в их доме было благополучно: дочь была немой от рождения, и родителей это повергало в глубокую печаль. По преданию, однажды Михаил явился во сне отцу девочки и посулил святое исцеление от немоты с помощью воды из источника. Дочь испила воды и обрела дар речи. Семья, поразившись этим чудом, приняла Крещение. Около целебного ключа благодарным отцом девочки был воздвигнут храм во имя этого ангела.

В течение шестидесяти лет благодаря усердному служению и богоугодным проповедям Архиппа Херотопского в храм сходилось множество христиан и язычников, которые загорались желанием принять веру Христову. Источник, около которого был возведен храм, даровал страждущим исцеление. Наблюдая чудеса Господни, язычники отворачивались от идолов и принимали Крещение.

Озлобившиеся люди, наблюдавшие отказ от языческой веры и испытывавшие ненависть по отношению к благочестивому Архиппу, задумали уничтожить храм, а вместе с ним и священника. Для этого они придумали хитроумный план: объединить две горные реки в одно русло и направить этот поток на храм, таким образом разрушив его. Однако задуманному не суждено было сбыться. Когда началось бедствие, Архипп вознес горячие молитвы Архангелу Михаилу . Святой Михаил услышал его мольбы, и язычники увидели то, что заставило их бежать в страхе: ангел явился к храму и ударил гору железным жезлом, после чего в ней образовалось широкое отверстие. Михаил повелел водному потоку устремиться туда. Храм остался нетронутым. Счастливые христиане вознесли благодарственные молитвы Господу и Архангелу Михаилу. Еще больше народу обратилось в святую Христову веру, а язычники, потерпевшие поражение, были уязвлены. Место, в котором праведные силы в очередной раз одержали победу над идолопоклонством, получило название Хоны, что означает «расселина» или «отверстие».

Вера в чудо помогает пережить самые тяжелые моменты жизни. Небесные силы не оставят вас без помощи. Верьте в чудеса, молитесь о себе и близких и не забывайте нажимать на кнопки и

19.09.2015 01:10

Святой Архангел Михаил - один из высших ангелов. С еврейского его имя означает «кто как...

Похожие статьи