Готический стиль в праге. Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха. От ротонды до собора

12.05.2023

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Собор Святого Витта

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.


Достопримечательности Праги

Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха в сердце Праги по-настоящему уникален. Мало того, что внутри расположены королевские усыпальницы, а к созданию витражей приложил руку сам знаменитый Альфонс Муха, так его еще и строили почти 7 веков и закончили лишь в начале XX столетия. Об истории национальной святыни Чехии расскажет Екатерина Астафьева.

Как Вит и Вацлав стали святыми

Согласно легенде, в 925 году на месте современного собора святой Вацлав построил небольшую ротонду. Князь посвятил ее святому Виту, чью десницу, якобы, ему подарил германский король Генрих I. Святого Вита жестоко убили римляне: они заставили его поклониться их языческим богам, а когда тот отказался, бросили его на съедение диким львам. Но животные на святого не покусились, так что Вита просто сварили в котле с кипящим маслом. Захоронение святого Вита занимает сегодня особое место в соборе и находится за главным алтарем. В народе рассказывают, как в 1620 году кальвинисты хотели было уничтожить храм. Но как только зять их предводителя, проповедника Шкултетого, дотронулся до алтаря, он тут же пал замертво, а остальные на всю жизнь остались калеками.

Памятник святому Вацлаву в Праге

Святой Вацлав тоже захоронен в соборе. Одна из главных святынь костела, кольцо, вмонтированное в дверь часовни святого Вацлава, непосредственно связана со знаменитым чешским князем. Народного героя бил его собственный брат, когда тот входил в храм. То кольцо, за которое Вацлав взялся при входе, сегодня можно увидеть в соборе.

От ротонды до собора

В 1060 году ротонду перестроили в небольшую церковь — трехнефную базилику. И лишь в 1344 Карл IV, больше известный в Чехии под именем Карел I, приказал возвести на мести церкви готический собор для проведения больших богослужений, коронаций и для погребения монарших особ. Кстати, со смертью Карла IV связана интересная легенда, будто все колокола собора Святого Вита внезапно начали звонить, когда король умер.

Собор носит имена трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха


Решение построить большой храм было с тем, что именно в то время Пражскую епархию преобразовали в епископство. Второй чешский епископ святой Войтех, который всю свою жизнь посвятил борьбе против язычества, был захоронен в соборе и поделился с ним своим именем.


Собор святого Вита

Готика и барокко в одном флаконе

Из-за того, что строили собор почти 7 веков, он несет на себе отпечатки разных эпох и стилей. Сперва за работу над костелом взялся Матье Арасский, который служил при папском дворе в Авиньоне. Архитектор, приверженец строгих линий и точных математических расчетов, создал проект в стиле французской готики, но спустя 8 лет скончался. Его преемником стал двадцатитрехлетний Петер Парлерж.

Собор святого Вита прославил имя архитектора Петера Парлержа


Сперва он следовал план Матье, но после завершения проекта он принялся добавлять что-то от себя. Молодость сыграла свою роль: Парлерж относился к архитектуре как к искусству, благодаря нему собор обзавелся многочисленными карнизами и бюстами правителей, епископов и самих архитекторов. Параллельно с костелом Парлерж работал над знаменитым Карловым мостом. Затем он передал полномочия своим сыновьям, которым, правда, помешали гуситские войны, разгоревшиеся в Богемии между 1419 и 1434.


Фасад собора украшен лепниной

В XVI веке собору как-то не везло: в 1541 костел пострадал от пожара. Испорчено было все: иконы, скульптуры. В 1619 во время восстания сословий в собор святого Вита ворвались протестанты и изрядно его разграбили. В 1740 собор попал под артиллерийский обстрел, а через 3 года в главную башню и вовсе попала молния и расколола купол. Состояние костела было самое что ни на есть плачевное: реставрация нужна была неотлагательная. В это время в стиле собора появились элементы барокко.

И наконец достроили

Работы по восстановлению собору святого Вита начались лишь в середине XIX века. Архитекторам Йозефу Краннеру и Йозефу Моцкеру было над чем потрудиться: нужно было из стилистически разрозненных элементов собора собрать единый ансамбль.

Над витражами собора святого Вита работал Альфонс Муха


В 1920 за дело принялись декораторы. Скульптор Войтек Сушарда и знаменитый художник-модернист Альфонс Муха занялись созданием декора новых окон. В 1929, к предположительному тысячелетию со смерти святого Вацлава, отделка собора была закончена и символ Праги получил свой современный облик.


Витраж в соборе работы Альфонса Мухи

Царь-колокол по-чешски

В колокольне собора святого Вита находится пражский царь-колокол Зикмунд, созданный в 1549 году Томасом Яросом. По легенде, никто не знал, как водрузить такой гигантский колокол на высоту почти 100 метров, но проблему решила дочь короля. Она создала конструкцию, которая позволила поднять Зикмунда с помощью веревки. Но канатов, способных выдержать такую тяжесть, в городе не нашлось, так что принцесса сплела ее из собственных волос. Другая легенда гласит, что покуда сердцевина колокола цела, Чехии не грозят никакие беды. Но в 2002, например, она сломалась, что почти совпало по времени с катастрофическими наводнениями в стране.

В соборе святого Вита находится самый большой колокол Праги Зикмунд


О колокольне ходит еще одна легенда: считается, что королю Вацлаву IV пророк однажды предсказал смерть перед колокольней. Король так напугался, что отдал приказ разрушить ее. Но как только подчиненные справились с первым этажом, по городе поползли слухи о восстании Гуситов. Король не на шутку разозлился и умер на месте от сердечного приступа.


Колокол Зикмунд

Проклятие чешской короны

Собор святого Вита играл важную роль в истории Чехии. Например, Карл IV постановил, что законными считаются лишь те коронации, что проходят в новом соборе и исключительно короной святого Вацлава.


Корона святого Вацлава

В костеле и по сей день хранятся королевские регалии: корона из цельного золота и усыпанная драгоценными камнями, скипетр, держава, королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Еще одна легенда гласит, что только наследник трона может надеть на себя корону святого Вацлава. Посягнувшего на нее самозванца в течение года обязательно настигнет смерть. Проклятие короны на себе испробовал наместник фашистской Германии Гейдрих: он примерил корону и умер при покушении спустя год. Совпадение это или нет — кто знает, но для любого чеха корона Вацлава по-настоящему священна.

Если вы спросите, что является главной достопримечательностью, настоящей жемчужиной Праги, то любой вам ответит, что это Собор Святого Вита. Он величественно возвышается над старым городом Праги, вонзаясь своими остроконечными башнями в небо. Его просто невозможно не заметить, так как он просто притягивает к себе восхищенные взгляды. Когда я слышу "Прага", то перед глазами в первую очередь всплывает Собор Святого Вита.


Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха – это не только главный храм Чехии, жемчужина готической архитектуры, но и символ чешской государственности и чешской истории. Его строительство длилось без малого шесть веков – с 1344 по 1929 г., а свой современный облик он принял менее столетия назад.


Но история собора начинается гораздо раньше, чем 1344 г.: еще в конце 10 века именно на этом месте была возведена ротонда (круглое здание с куполом), ставшая одной из первых христианских церквей Праги. Ее возвели по приказу короля Вацлава – ревностного христианина, но было это в период обострения противостояния между противниками и сторонниками христианизации церкви, а также в период феодальных усобиц, во время которых Вацлав был убит. По одной из версий, он был убит по приказу собственного брата, когда входил в храм. Кольцо, за которое он взялся, входя в храм, сохранено и считается одной из святынь собора св. Вита – оно вмонтировано в дверь часовни св. Вацлава. Со временем брат раскаялся в убийстве Вацлава, христианство стало господствующей религией в Чехии, а Вацлав – одним из самых почитаемых чешских святых, покровителем страны и народа, причем признают его и католики, и православные. Памятник ему стоит на главной площади города.


Но вернемся к Собору. Ротонда, построенная при Вацлаве, была названа в честь святого Вита – святого великомученика, казненного при Диоклетиане. Этот римский император вызвал христианского священника, чтобы тот изгнал из него бесов, но вместо благодарности, заставлял Вита поклониться римским богам. За отказ его приговорили к смертной казни – бросили на растерзание диким зверям, но те не стали есть праведника, тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Десница (рука) святого Вита была подарена Вацлаву германским королем Генрихом по прозвищу Птицелов. Мощи св. Вита стали главной реликвией храма. Остатки древней ротонды были обнаружены археологами в нижней части храма.


Идея закладки нового, более величественного и внушающего трепет собора принадлежала императору Карлу VI. Вообще, Карл, являвшийся потомкам многих европейских королевских дворов, будучи императором Священной Римской империи – крупнейшего средневекового государства Европы, особенно гордился тем, что по матери он был прямым потомкам Пржемысловичей – древнейшей династии чешских правителей, основавших государство. А потому он стремился возвысить Чехию – свою родину. При нем и началось строительство нового, уже готического собора, названного в честь св. Вита, св. Вацлава и св. Войцеха. Последний, более известный, как Адальберт Пражский, принявший мученическую смерть от рук язычников в местечке, расположенном в Восточной Пруссии, недалеко от современного Калининграда, когда ездил туда с миссионерскими проповедями (его статуя расположена за конной статуей Вацлава на Вацлавской площади).

Строительство начал знаменитый в то время архитектор Матиас Арраский, приглашенный из самого Авиньона (в недолгий период этот французский город служил вынужденной резиденцией папы римского). Но в том, что собор сегодня выглядит именно так, а не иначе, не его заслуга, а другого приглашенного французско-немецкого зодчего, тогда еще малоизвестного Петра Парлержа. Не будет преувеличением, что Парлерж создал облик Праги, а Прага сделала его имя всемирно известным. Достаточно только назвать два архитектурных объекта – Карлов мост и Собор св. Вита, и можно уже не перечислять остальные творения этого архитектора. Строительство собора, как я уже написала, длилось почти шестьсот лет. Оно прерывалось во времена войн и экономических трудностей, принято выделять несколько этапов его строительства: с 1344 по 1419, с 1490 по 1510, с 1556 по 1593 и завершающий: с 1873 – 1929 гг., когда была выстроена западная часть собора. Самая старая часть – алтарная. Расположена она с восточной стороны. Именно с ее возведения началось долгое строительство храма.


Южная сторона собора выходит на главный, третий двор Пражского града. На этой стороне расположена часовня св. Вацлава, Золотые ворота и Большая южная башня. Капелла или часовня святого Вацлава стоит как раз на месте старой ротонды, в которой был похоронен король Вацлав. С тех пор за тысячу лет мощи св. Вацлава ни разу не покинули место своего захоронения. Она была возведена еще при Парлерже, ее убранство, росписи, витражи – произведения искусства и воплощение тогдашнего богатства страны. Это – святая святых собора, «сердце» Чехии и ее народа, ведь именно из часовни св. Вацлава тяжелая дубовая дверь с семью замками ведет в Коронационную палату – место, где короновались чешские короли. Церемония эта не была публичной, как во многих других государствах, а имела сакральный оттенок, потому и место остается сакральным.

В этой палате хранятся королевские регалии – корона святого Войцеха, выполненная из цельного листа золота и украшенная драгоценными камнями по приказу Карла, золотые скипетр, держава, обрамленная горностаем королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Эти регалии священны для любого чеха, по легенде, никто, кроме наследника чешского трона не может надеть на себя корону Вацлава, иначе жить ему останется не больше года. Действие заклятия испытал на себе наместник фашистской Германии Гейдрих: он водрузил себе на голову корону, а спустя менее года погиб в результате покушения. Сегодня копии регалий находятся в чешском парламенте, а сами они выносятся только в исключительных случаях. Семь ключей от семи замков вручаются президенту, премьер-министру, архиепископу, председателям верхней и нижней палат парламента, митрополиту Пражскому и мэру города. Вход и в часовню, и тем более, в Коронационную палату закрыт для простых посетителей.


Над южным фасадом здания высится Большая южная башня. Высота этой башни немногим не дотягивает до ста метров – она возвышается на 95 метров над Пражским градом, который и так находится на возвышенности. Именно благодаря этому Собор св. Вита – самое высокое здание Праги. На башне расположены часы, созданные еще в 16 веке. Интересны они тем, что в те времена еще не умели совмещать минутную и часовую стрелки, поэтому они состоят из двух циферблатов. Венчает башню зеленый купол в стиле барокко (интересное сочетание – собор готический, а купол – барочный), который также был построен Парлержем.


Большая башня является визуальным ориентиром, делящим собор на старую и новую часть. Если стоять лицом к южному фасаду, то по левую руку (западная часть) будет та часть собора, которая была достроена только к началу ХХ века, а по правую – старая часть. Наиболее примечательны здесь Золотые ворота – главный вход, предназначенный для священнослужителей высших санов. Ворота также открыты только в особых случаях, миряне, туристы и простые священнослужители входят через двери западного фасада. Золотые ворота украшены мозаикой со сценами Страшного суда. Здесь изображены святые заступники, которые молят о милости и спасении для чешского народа. Мозаичные элементы (а их здесь, по легенде, не менее миллиона), выполняли из смальты с добавлением золота мастера – венецианцы.


Левая, западная часть собора была выстроена в конце 19 - начале 20 века, но этого практически не заметно, так как достраивался Собор по старым чертежам Парлержа, следуя его замыслу. Говорят, что многие строительные хитрости Парлержа до сих пор не разгаданы, а сама архитектура готических храмов, для которой характерны высокие своды при практически ажурных (из-за высоких окон) стенах, была навеяна телом паука, держащегося на длинных тонких ножках. Такими «ножками» в готических храмах являются внешние арки – аркбутаны, поддерживающие всю конструкцию храма. Парлерж довел эту технику до совершентсва, сохранив многие ее особенности в тайне. Недаром говорили о его связях с дьяволом. В строительстве собора после смерти Парлержа принимали участие и его сыновья – также известные зодчие.


В плане собор выполнен в форме креста. Его длина – 124 метра, а ширина в максимальной части – 60 метров; высота внутренних сводов – более 30 метров. Войти в храм можно через ворота в западной части. Западный фронтон украшает огромная витражная розетка, диаметр которой превышает 10 метров, а также две фронтальные башни высотой 82 метра. В западном фронтоне три входа, войти можно через любой. Ворота центрального входа украшены сценами, повествующими об истории строительства собора.




Внешний облик собора дополняют различные статуи в виде горгулий, чудовищ, изображающих различные пороки. Подобные статуи характерны для католических, особенно готических храмов, ведь в средние века храмы называли Библией для неграмотных. Неумеющих читать людей впечатляли визуальные образы – фрески, росписи, витражи, скульптуры. Есть у этих скульптур и практическая цель – они выполняют функцию водоотводов при дожде.



Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Грандиозность и легкость, величественность и возвышенность – трудно подобрать слова для описания этой красоты. 28 высоких колонн поддерживают ребристый сетчатый, словно воздушный свод. Сдержанность и возвышенность подчеркивается не только стремительно взметающимися вверх арками, но и отсутствием большого количества росписей и украшений в центральной части.


По бокам находятся входы в отдельные капеллы, среди которых есть и капелла Яна Непомуцкого, главного покровителя Чехии, того самого, который был сброшен с Карлова моста и изображается с пятью звездами на нимбе. Его массивный саркофаг, выполненный из серебра и украшенный золотом – произведение искусства. В нижней части Собора, под главным алтарем также находится крипта, в которой покоятся останки королей и королев, а также видных церковных деятелей Чехии. Центральный саркофаг крипты – усыпальница Карла IV, самого великого из чешских королей. В соборе захоронены его создатели – Матье Аррасский и Петр Парлерж (капелла св. Марии Магдалины). В других капеллах также находятся надгробия и усыпальницы королей и высших церковных служителей Чехии. Всего капелл в соборе 28, большинство из них принадлежали самым богатым родам Чехии. Есть здесь капеллы Шварценбергов, Штернбергов и других, есть и отдельная королевская капелла, где молились члены королевской семьи.


Свет в Собор проникает через многочисленные высокие окна, украшенные разноцветными витражами и через огромную розетку над западным входом. Эта розетка была выполнена в 1927-29 году Франтишеком Киселоем, а многие витражи создал ставший уже позже знаменитым художником-авангардистом тогда еще молодой Альфонс Муха – коренной чех и патриот. Яркие, насыщенные, поражающие обилием красок витражи со сценами из Святого писания – это подлинное украшение собора.




Хочу еще добавить, если представится возможность прогуляться рядом с собором ночью, непременно ей воспользуйтесь. Мистическое, завораживающее ощущение: впечатление, что находишься в знаменитом клипе Энигмы. Страшные горгульи, устремляющиеся куда-то в темноту башни, нижняя подсветка придают собору неземной вид. Еще больше ощущение нереальности придают одинокие туристы и совсем неожиданные персонажи. Нам, например, повезло увидеть ночную «процессию», состоящую из старого длинного и худого монаха в рясе до пят (вероятно из расположенного рядом Страговского монастыря) и следующих за ним ребятишек (вероятно, воспитанников). Гуляющая с нами экскурсовод сказала, что это очень редкое зрелище, и за свою жизнь она видит такое впервые.



Собор открыт для посещений с 9 часов утра, а по воскресеньям – с 12. 00, в летний период он работает до 18.00, в зимний – до 16.00. В собор можно войти бесплатно, но тогда вы не сможете пройти дальше небольшой огороженной площадки, правда, красоту и величие собора вы все-таки сможете оценить (в первое свое посещение мы ограничились именно таким осмотром); можно купить билеты для экскурсии по «малому кругу» (250 крон) или по «Большому кругу» (350 крон), куда входит посещение не только капелл и осмотр алтаря, но и посещение крипты.

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование

Древний величественный костел святой Маркеты в Бршевнове, основанный святым Войтехом, можно назвать ровесником христианства в Чехии. Тысячелетняя история храма изменила облик небольшой деревянной базилики. Романское зодчество, готика и барокко полностью преобразили здание церкви. В главном алтаре хранятся мощи святой Маркеты – покровительницы Бршевновского мужского монастыря бенедиктинцев. А на великолепной колокольне ХVIII века звучал набатный голос старейшего колокола Праги.

Простое здание костела Святого Бенедикта, выполненное в аскетичных традициях, могло затеряться среди большого количества великолепных достопримечательностей Градчанской площади в Праге, если бы не его интересная история. Оно было возведено в XIV столетии и служило городской церковью. В XVII веке храм превратился в часть монастыря ордена кармелиток.

За время своего существования строения монастырского комплекса становились то государственным учреждением, то гостиницей, но затем были возвращены церкви. Сегодня в костеле Святого Бенедикта проводятся богослужения, а его главной ценностью считается тело покойной Марии-Электры, которое сохраняется нетленным уже несколько веков.

Костел святых Кирилла и Мефодия, построенный в конце XIX века, поражает богатством своего внутреннего убранства, прекрасными потолочными фресками и неповторимыми витражами, выполненными признанными мастерами того времени. Возведен он был к знаменательной дате – тысячелетию со дня прихода святых Кирилла и Мефодия в земли славянских народов. Инициатором создания такого костела стало пражское католическое сообщество. На пожертвования, собранные его членами и было осуществлено строительство.

К сожалению, попасть в этот костел довольно сложно. Свои двери для туристов он открывает только в Ночь Костелов, которая проводится ежегодно в мае.

Старинный пражский костёл святого Клиимента за свою многовековую историю испытал немало превратностей судьбы. Он служил опорой для Доминиканского ордена, был католическим собором и даже зерновым склада, а теперь это одна из 24 евангелических церквей столицы Чехии. В начале XX в. храм оказался в центре экуменического движения в стране. Его клир принял активное участие в объединении двух протестантских церквей.

Ход времени наложил свой отпечаток на стены этого храма. Первоначально романский по своему архитектурному стилю, костёл св. Климента неоднократно перестраивался в XVIII–XIX вв. в соответствии с архитектурными пристрастиями каждой эпохи.

Один из старейших костелов Праги, построенный в романском стиле в ХII веке и хорошо сохранившийся до наших дней. За свою историю костел перенес множество модификаций и перестроек. Оригинальный романский портал был снесен в XIV-XV веках. Позже были произведены несколько готических реконструкций костела. После пожаров и перестроек в XVII веке церковь приобрела фасад в стиле барокко. В 1874-1879 годах была произведена окончательная готическая перестройка по проекту Иозефа Моцкера.

На протяжении почти восьми веков костел принадлежит Ордену крестоносцев с красной звездой.

Костел св. Яна Непомуцкого на Скальце построен сразу после официальной канонизации чешского святого, небесного покровителя всей Чехии и, в особенности, Праги. Здание храма построено практически с нуля придворным архитектором Килианом Динцингофером. Яркий образец динамичного чешского барокко привлекает внимание богатой отделкой и рельефом фасада, высокими башнями-колокольнями и ведущей к главному входу лестницей со скульптурами на парапете.

История некоторых чешских храмов поражает своей драматичностью. В полной мере это касается готического костела Святого Вацлава на Здеразе в Праге. Он был построен в XIV столетии вместо романской церкви в честь одного из самых уважаемых в Чехии правителей.
За века своего существования церковь неоднократно переходила от католических орденов к гуситам. В течение нескольких десятков лет в ней не проводились богослужения, а в помещениях располагались склад, прачечная и тюрьма. Сегодня костел Святого Вацлава снова принимает прихожан и туристов, которые могут полюбоваться не только грандиозностью самого здания, но и его живописным интерьером.

Этот великолепный образец архитектуры расположен на юго-востоке второго двора Пражского Града. Здание часовни украшено статуями ангелов и святых. Но истинные ее сокровища скрыты внутри. Часовню Святого Креста называют еще и казначейством, так как в середине XX века она была адаптирована для демонстрации реликвий собора Святого Вита. Это казначейство является самым большим собранием ценностей в чешских землях. Экспозиция проводилась с 1961 по 1990 годы. В 2011 году выставка открылась снова, и будет действовать до 2021 г ода. Также для туристов Часовня выполняет функции информационного центра.

Не Градчанами и Старым городом едиными интересна Прага. Элитный район Винограды – очень красивое место, напоминающее Вену. Местные жители даже говорят, что Вена – это раздутые Винограды. В архитектуре здесь доминируют стили модерн, баухаус и неоренессанс, а приверженцам конструктивизма следует обратить внимание на необычное здание гуситской церкви, созданное архитектором Павлом Янаком в 1930-е годы. Этот храм выделяется своей необычной башней, представляющей собой железобетонный каркас высотой немного более 36 м. Кроме того, здание известно тем, что во время майского восстания 1945 года здесь скрывалось от нацистов радио «Чешский возглас».

Костел Благовещения Девы Марии на Слупу в Праге, несомненно, можно считать одним из выдающихся памятников культуры Чехии. Храм примечателен своей древней историей, согласно которой костел построен на месте языческого храма. Он был возведен в 1360 году при поддержке императора Карла IV. В течение своего существования костел успел исполнить многие роли, не только религиозную. В свое время там размещались: гуситский гарнизон, военное казначейство и даже больница для душевнобольных. Однако с 1995 года ему снова была возвращена роль храма и на сегодняшний день это православная церковь.

Одна из достопримечательностей — Гуситская церковь в Вршовице достаточно молодое и исторически-важное строение Чехословацкой столицы (Прага-10). Здание Гуситской Церкви многофункционально: кроме главного зала, еще здесь находятся магазины, жилые помещения, а на цокольном этаже Йирасков театр на 295 зрителей с отдельным входом с улицы на Коварне. Театр претерпел массу изменений. После 1964 года, более четырех десятилетий театр утратил свои функции и внешний вид, а с 2005 года идет постепенное возрождение и реконструкция театрального пространства Сегодня театр обновлен и успешно принимает своих посетителей. Так же в здании церкви находится довольно значимое для церкви помещение — колумбарий (усыпальница), который неоднократно модернизировался и расширялся.

Барочный по своему стилю костёл святой Троицы в пражском районе Подскали построен в XIV в. За свою многолетнюю историю он испытал на себе разрушительные последствия войн и неоднократно подвергался многочисленным переделкам. Расположенный в бедных кварталах города костёл то приходил в плачевное состояние, то возрождался снова.

Несмотря на многочисленные перемены в истории костёла, в интерьере здания сохранились фрагменты готических фресок, старинная религиозная обстановка и утварь. А на его отдельно стоящей, невысокой колокольне по-прежнему висят старинные колокола выдающегося чешского мастера колокололитейного дела.

Памятник культуры Чешской Республики – костел святого Норберта на Стрешовицах, построен в 1891 году. Причиной для возведения нового храма стала стремительно растущая численность населения Стрешовиц. Отец Зигмунд Старый, настоятель Страховского аббатства, принял решение построить на месте древней часовни Девы Марии Ангельской новую приходскую церковь. Храм посвящен покровителю монашеского ордена премонстрантов св. Норберту. Высокая башня-колокольня видна издали. Классическое здание трехнефной базилики в форме креста построено в неороманском стиле по проекту архитектора Ярослава Кухта.

В пражском районе Троя находится очень интересная достопримечательность – старинная часовня, посвященная итальянской монахине святой Кларе, жившей в XII-м веке. Часовня стоит на холме и со всех сторон хорошо видно это небольшое чудо красоты, изящества и строгости. Здание построено по приказу графа Вацлава Войтеха Штернберга в честь жены Клары. Форма квадрата придает сооружению четкость и законченность. На крыше установлена башня с крестом. Автором строительства был архитектор Жан-Батист Матей. Он работал в стиле барокко, в котором и сооружена часовня в Трое. Посещают это место очень часто как местные жители, так и туристы.

История костела св. Филиппа и Якова в Смихове началась еще в XII веке. Прежде костел в романском стиле был главной достопримечательностью этого тогда еще пригорода. В 1749 году эту приходскую церковь перестроили в барочном стиле, а в 1891 году старый храм был снесен. Новый неороманский костел был построен на территории Мальвазинского кладбища и унаследовал от предшественника барочные скульптуры Брокофа и статую благословляющего Христа на фасаде. При строительстве активно использовались также материалы из старой церкви.

Храм Девы Марии перед Тыном или Тынский храм украшает Староместскую площадь, является главным действующим приходом в районе.
Храм выделяется своими габаритами. Высота башен составляет 70 метров, боковых нефов - 44 и 24 метра, длина - 52 метра, ширина - 28 метров. Внутри храма находится целый ряд достопримечательностей, среди которых: 19 алтарей, расписанные полотна авторства Ф. Чермака, оловянная купель 1414 года с рельефами апостолов, статуя Мадонны с младенцем и многое другое.

Монастырь святой Агнессы Богемской, расположенный в Старом Городе на улице, что зовется «На Франтишку», является особым культурным памятником Праги — не так часто важное историческое значение и уникальная архитектура соединены воедино. Монастырь считается одним из старейших в Европе, возведенных, к тому же, в готическом стиле, поэтому нынче это охраняемое Национальное Культурное наследие страны. Основанный в XIII веке королем Вацлавом I по инициативе его сестры, принцессы Агнессы, и предназначенный для ордена святой Клары (женской ветви ордена святого Франциска), монастырь окутан множеством легенд.

Костел святого Лаврентия на Петршинском холме основан на месте древнего языческого святилища славянского бога Перуна. С его помощью христианская Церковь не только уничтожила место поклонения язычников, но и многих из них перетянула на свою сторону. Только у этого храма проводился ритуальный молебен «Крестный Ход». Величественное здание кафедрального собора старокатолической церкви – яркий образец чешского барокко.

Страговский Монастырь берёт начало своего пути после возникновения ордена Премонстрантов. Страговская Базилика Вознесения Девы Марии претерпела за свою длинную тысячелетнюю историю множество реконструкций и изменений. Сегодня, в базилике совмещено несколько направлений архитектурных стилей. Даже самый взыскательный обожатель искусства по достоинству оценит: золочённую лепнину на высоких стенах, сводах и арках, величественный орган, мощные деревянные резные скамейки, расписные цветные фрески на куполах и стенах, картины на мраморных алтарях, окружённых ангелами, изображённые картины алтарей, кафедру.

Один из самых старых пражских соборов, костёл святого Галла, построен ещё в 1230-х годах, в начале правления чешского короля Вацлава I. Прошедшие века наложили неизгладимый отпечаток на его облик. Собор, первоначально построенный в соответствии с принципами романского архитектурного стиля, преображался с течением времени. Он приобретал то готические формы, то многочисленные архитектурные элементы, свойственные стилю барокко. За свою историю костёл был и центром становления протестантизма, и тихим храмом на территории монастыря ордена кармелитов.

Церковь Архангела Гавриила была построена в конце XIX века. Достопримечательностью ее делает история строительства: ее строили не чехи, а немцы, изгнанные из немецкого монастыря и нашедшие пристанище в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы, на территории которого и построен собор. Отнюдь не характерный для Чехии стиль является классическим примером бойронской школы искусств, сочетающей одновременно строгость и величие. В наше время храм является действующим: в нем регулярно проводится Божественная Литургия.

В Голешовицах в роскошном многоэтажном здании располагается Чешская гуситская церковь. Она является малоизвестным, но чрезвычайно интересным памятником модернистской культовой архитектуры. Автором проекта был чешский архитектор Франтишек Кубелка. Он же лично руководил строительством.
Долгое время богослужения гуситов в Голешовицах проводились на открытом воздухе, но в мае 1927 года состоялась закладка первого камня в основание их будущего молельного дома. Нехватка средств и сложности в осуществлении проекта растянули его строительство на целых 10 лет.
И только в 1937 году состоялось тожественное открытие собственного храма Гуситов.

Среди великолепных дворцов Лоретанской площад, рядом с Лоретой, находится скромный костел Девы Марии Ангельской. Храм принадлежит старейшему в Чехии монастырю капуцинов. Основанный святым Лаврентием из Бриндизи, стал вторым действующим католическим храмом в Праге (вместе с собором св. Витта). В церкви хранится знаменитая статуя Девы Марии с младенцем, «не подчинившаяся» желаниям императора Рудольфа II и самостоятельно вернувшаяся на место в церковном алтаре. На церковном органе играл сам Вольфганг Амадей Моцарт. Храм известен своей Рождественской экспозицией из 43 деревянных фигур в натуральную величину.

Приходской костел святого Прокопа в Бранике похож на стилизованный средневековый замок. Построенный в рекордно короткие сроки храм (1900-1901) освящен в честь знаменитого чешского отшельника св. Прокопия, настоятеля Сазавского монастыря, жившего в Х веке. Проект церкви разработал архитектор Рудольф Вомачка, а вот башню-колокольню в 1904 году построил простой мастер-каменщик Франтишек Стрнада. В костеле хранится известная статуя Влтавской Мадонны, приплывшая в Браник во время наводнения 1890 года. В церковном саду находится статуя св. Яна Непомуцкого, вырезанная из песчаника в ХVIII веке.

Рядом с ансамблем бенедиктинского монастыря на Слованах (Эммаус) на Вышеградской улице в Праге находится небольшой старинный костёл св. Косьмы и Дамиана. Внешний вид этого храма не соответствует его истинному возрасту: за барочным фасадом можно обнаружить многочисленные следы романского стиля.

Построенный около 1178 г. этот храм связан с именами многих почитаемых в Чехии христианских святых, в том числе, с небесным покровителем страны – князем Вацлавом. В Средние века это был один из немногих костелов в стране, где простые прихожане могли слушать божественную литургию на понятном им языке.

Костел святого Климента в Бубнах – один из древнейших храмов Праги. Его считают частью городской сакральной архитектуры, обеспечивающей связь города с Космосом. За свою долгую жизнь храм несколько раз перестраивали, и сейчас он представляет собой прекрасный образец смешения архитектурного барокко и готики.

Костёл святого Панкратия в пражском районе Панкрац относится к ряду самых старых памятников культуры чешской столицы. Хотя современный барочный храм построен относительно поздно, в XVII в., в нем сохранились фрагменты более ранних культовых зданий. Дважды большая политика роковым образом влияла на историю костёла. В 1648 г. и в 1773 г. храм закрывался или вовсе переставал существовать, но возрождался снова и снова.

В интерьере храма до наших дней сохранилось немало произведений искусства, созданных в разное время лучшими чешскими мастерами и художниками.

Православный кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия является ярким образцом барочной архитектуры. Был возведен в 1736 году, относится к крупнейшим строениям Праги.

Изначально храм носил название святого Карло Борромео и относился к католической церкви, но после церковных реформ в 1783 году богослужения здесь не проводились. Лишь в 1933 году здание было передано православной общине и освящено в честь святых Кирилла и Мефодия.

В 1942 году в стенах храма скрывались и вступили в последнее сражение чешские и словацкие патриоты, убившие Рейнхарда Гейдриха. В память об этих событиях, к крипте собора находится музей, рассказывающий о героях Сопротивления.

Одним из исторических памятников столицы Чехии является Православная церковь, которая находится на самом крупном погосте Праги – Ольшанском кладбище. Над строительством церкви трудилось несколько десятков человек. Рядом с Православной церковью расположены братские могилы и военные захоронения. Тут же можно увидеть сотни могил общеизвестных личностей, поклониться которым приходят не только местные жители, но и гости Праги. На сегодняшний день Православную церковь можно назвать самым посещаемым местом Праги, ведь вокруг нее находится немало таинственных уголков.

Костел святого Сальватора, бывший главный храм иезуитов в Праге, — одно из самых красивых зданий в раннебарочном стиле, часть исторического и архитектурного памятника Клементинум.
Одно из его главных украшений, создающее неповторимый ансамбль, — две башни-близнецы, смыслово завершающие облик костела в перспективе. Барочный стиль храма и башен выделяет это здание из общего ансамбля Клементинума: четырехугольные, богато украшенные угловыми пилястрами и карнизами и восьмиугольными навершиями башни поднимают храм ввысь, устремляют костел в небо.
Башни храма, как и сам костел, – удачный пример бережного отношения архитекторов и строителей к более ранней архитектурной традиции Праги.

Костел Святого Томаша – старинный монастырский храм в Праге, который известен запутанной историей своего создания. Родом из средневековья, впечатляющей красоты здание соединяет в себе элементы готического стиля и стиля барокко. Выстояв уже свыше семисот лет, храм является ценнейшей исторической архитектурной реликвией, которая таит в себе отпечатки событий эпохи Средних веков, Возрождения и Нового времени. Внутренняя наполненность храма поражает своей красотой, оказавшись внутри здания, вряд ли удастся остановить взгляд на чем-то одном. На сегодняшний день Костел Святого Томаша открыт для посещения.

Высокая башня костела св. Екатерины Александрийской издали привлекает к себе внимание. Оригинальное архитектурное решение делает ее похожей на тонкий минарет мусульманской мечети, устремленный в небо. Смешение архитектурного барокко и готики органично переплетены в облике храма Килианом Динцингофером, реставрировавшим костел в XVIII веке.

В лабиринтах старых и узких улочек довольно сложно найти костел святого Михаила. Расположенный на улице Opatovická и V jirchářích, он сочетает в себе элементы как готического, так и романского и барочного стилей архитектуры. Храм, созданный в XII веке, принадлежал различным церквям: ордену бенедиктинцев, лютеранам, евангелистам и изменялся и перестраивался в соответствии с их верой и потребностями. Сегодня, внутри храма можно увидеть «следы» каждой из церкви. Костел святого Михаила в Опатовицах начинался как простой деревенский храм, а сегодня — это главный храм славянской евангелической церкви в Чехии.

В районе Праги Мала Страна находится древняя святыня – костел св. Яна Крестителя на Прадле. О нем впервые упоминается в 1142 году, как о приходской церкви поселка Уезд. Этот храм был построен в готическом стиле и на протяжении своего существования реконструировался и в разные времена был больницей, угольным складом, прачечной.

Церковь имеет окна в романском стиле, внутри стены украшены готической росписью второй половины XIV века, размещены несколько ценных картин и скульптур Франтишека Билека.

В настоящее время действующий небольшой костел находится в распоряжении Чехословацкой гуситской церкви и в нем проходят богослужения, венчания, концерты.

Собор святого Гаштала – одна из жемчужин готической архитектуры Праги. Построенный в XIV в. старый храм пережил пожар, наводнение, неспокойные времена Реформации и многочисленные войны. Время лишь немного изменило его внешний вид. В XVII столетии стены и башня храма были частично перестроены в соответствии с архитектурными предпочтениями новой эпохи.

В интерьере костёла до наших дней сохранилось множество произведений искусства и предметов церковной утвари разных веков. С этим храмом неразрывно связаны судьбы многих самых почитаемых в стране святых и творческие достижения выдающихся чешских художников и мастеров.

В Чехии всегда с особым почетом относились к выдающимся личностям, сыгравшим значительную роль в истории страны. Многие из них впоследствии были канонизированы, а их имена увековечены в названии храмов. Так, в Праге в Новом городе по сей день функционирует костел Святого Войтеха, построенный еще в XIII веке. За своим простым фасадом, соединяющим в себе черты нескольких архитектурных стилей, церковь скрывает изысканное внутренне убранство, которое украшают уникальные росписи и статуя Девы Марии. А с его массивной колокольни уже несколько веков раздается звон колоколов, извещающих о начале службы.

Основанный в 1903 году костел святого Вацлава в Нуслях расположен в здании бывшей начальной общеобразовательной школы. Посвящен храм покровителю чешского народа – св. Вацлаву, во времена правления которого христианство стало основной религией в Чехии. Небольшой однонефный храм оформлен в стиле псевдобарокко. Основное внимание привлекает высокая башня-колокольня, видная издалека. В храме некоторое время проводил богослужения знаменитый священник Алоиз Тылинек, камергер Папы Римского. Изюминкой убранства костела является картина известного чешского художника Яна Кристофори, изображающая смерть Иисуса Христа около трех часов пополудни в облаках.

Здание Евангелической церкви чешских братьев Я. А. Коменского на Смихове относится к поздним образцам пражской культовой архитектуры. Её строительство было завершено архитекторами Ф. и К. Крест в 1931 г. Украшением церкви стали высокая башня и террасы, с которых открывается захватывающий вид на город.

Для общины костёла одной из первостепенных задач стала работа с детьми и подростками из близлежащего городского района. Прихожане церкви отличаются высокой степенью толерантности. Каждый год в её стенах 24 мая проходит Ночь церквей, и проводятся различные конкурсы, в том числе, кулинарный. В это время здесь звучит восточная медитационная музыка и африканские песнопения

В Дейвице нет знаменитых достопримечательностей, зато благодаря выгодному географическому положению в районе удобно жить и работать. Именно здесь расположена монументальная Гуситская церковь. Она была построена в середине 1920-х гг. и сочетает в себе элементы различных архитектурных стилей. Примечателен внутренний интерьер с колоннами в виде пальмовых деревьев и большим бюстом Яна Гуса. В храме в Дейвице захоронен прах первых патриархов Чехословацкой гуситской церкви Карела Фарского и Адольфа Прохазски. Кроме того, башня открыта для посетителей и с ее балкона открывается превосходная панорама Праги.

Костел св. Сальвадора средневековое сооружение, в котором тесно сплелись несколько архитектурных стилей. Оно способно мгновенно околдовать своим «каменным сердцем», перенести в прошедшие века, восстанавливая в памяти славную историю старого города Праги.
Костел святого Сальвадора, словно оазис XVII века среди современных построек столицы Чехии. Он напоминает о временах правления Рудольфа ІІ, обычаях дворянства и знати, столкновении противоположных взглядов, как в искусстве, так и в религии.

На правом берегу Влтавы над Збрасловской дорогой возвышается костел святого Филиппа и Якова на Злихове. Построенный в эпоху средневековья на известковой скале, храм окутан тайной легенды о Горимире и Шемике. Здание храма является оригинальным образцом архитектуры раннего барокко. Башня-колокольня церкви видна издалека. Интерьер храма представляет собой оригинальное смешение стилей. Основная часть убранства – это деревянные резные панно. Живопись в интерьере появилась только в 1875 году во время реставрационных работ. Тогда же нашли знаменитый «Злиховский рельеф» ХVI века.

55-метровая квадратная башня, увенчанная стилизованной колокольней, выделяет религиозное сооружение на Коширжской площади, посвященное святому, на счету которого любовь всей Чехии и исполнение желаний паломников и исповедующихся, — Яну Непомуцкому. Однонефная церковь в современном стиле является одним из самых известных и самых успешно реализованных проектов зданий для богослужений пражского архитектора Ярослава Чермака. Ее строительство велось в непростой период Второй мировой войны и даже было воспринято, как проявление сопротивления против немецких оккупантов.

Пражский собор, названный в честь Святого Вита, считается одним из выдающихся сооружений не только в чешской, но и вообще в западноевропейской архитектуре в целом. Его называют не только духовной или художественной, но и национальной исторической святыней, которой гордится современная Чехия. Собор Святого Вита — это место, где погребены многие короли, там же хранятся и некоторые их коронационные регалии.

Месторасположение

Современное грандиозное сооружение стоит на месте небольшой круглой церкви, которая была возведена в 926 году и носила имя того же святого. Построенная в готическом стиле, она в одиннадцатом столетии была перестроена в трехнефную базилику. Части фундамента этой небольшой церквушки можно увидеть и сегодня.

Собор Святого Вита в Праге, адрес которого знает каждый горожанин - Pražský hrad — III. nádvoří Praha 1, Hradčany 119 01 - виден с любого места города. Он возвышается в самом центре чешской столицы - в Пражском Граде.

Как добраться до собора

Башенные шпили храма заметны отовсюду. Находясь в самом сердце города, точнее - в третьем дворе городского комплекса Пражский Град, Собор Святого Вита открыт ежедневно, за исключением воскресенья, с девяти утра до пяти вечера. Добраться до него можно на трамваях №№ 22 и 23, которые ходят от станции метро Malostranska, до остановок Prazsky Hrad или же Pohorelec (первая ближе).

Вход в Собор Св. Вита в Праге бесплатный. Но чтобы осмотреть башни, часовни и внутренние помещения, туристам нужно покупать билеты. Очень удобно при этом приобретать абонемент, который позволяет посещать все достопримечательности Пражского Града в комплексе.

Посещение собора св. Вита становится для туристов незабываемым событием. Многовековая история, которую он олицетворяет, религиозный дух, потрясающая энергетика, буквально пропитавшие грандиозные произведения искусства, позволяют посетителям в полной мере ощущать свое непосредственное приобщение к ценностям мировой культуры.

Предистория возникновения

В четырнадцатом веке Пражскому епископству был присвоен статус архиепископства. В связи с этим преобразованием чешский монарх Ян Люксембургский решился на строительство нового собора, который должен был стать символом славы королевства.

В 1344 году в Прагу пригласили французского архитектора Матье из Арраса. Он занял должность главного строителя чешской столицы. Именно Матье собственноручно разработал план, по которому должен был быть возведен Кафедральный Собор Святого Вита. Он сохранил традиционную схему, присущую готическим сооружениям Южной Франции. По указу короля Яна Люксембургского, в присутствии его семьи 21 ноября 1344 года произошла закладка самого первого камня в основание здания.

Строительство

Строительство собора по разным причинам растянулось на столетия. Восточную его часть удалось построить в четырнадцатом и пятнадцатом веке, тогда как западную — только во второй половине девятнадцатого. Окончательно Собор Святого Вита в Праге был достроен только в начале прошлого столетия.

Матье из Арраса удалось поднять только нижние части стен хора и пять капелл. В 1352-м зодчий умер. После его смерти Карл IV назначил на должность главного строителя чешской столицы достаточно одаренного молодого архитектора Петра Парлержа из Гмюнда. Тому было всего двадцать три года. Парлерж продолжил строительство, существенно изменив первоначальный проект. Он возвел восточную башню и часть южной. После его смерти в 1399 году его сыновья Вацлав с Яном завершили хор и портал.

Завершение стройки

Когда начались Гуситские войны, Собор св. Вита был еще незакончен. Однако по понятным причинам строительство было приостановлено. И только спустя полтора века, в 1560-х годах, архитектору Б. Вольмуту удалось завершить северную часть храма. И опять стройка замерла на долгое время.

Однако, несмотря на незавершенность, Собора Святого Вита все равно функционировал: в нем проводились службы и торжественные церемонии. Строительство возобновилось только на стыке XIX—XX веков. Сохранив замысел Парлержа, чешским архитекторам Й. Краннеру, Й. Моккеру и К. Гильберту удалось возвести недостроенную часть. Так завершилось строительство собора, который - наравне с Кельнским - считается одним из самых протяженных «долгостроев» в Европе и которым так гордится Прага.

Собор Святого Вита

Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.

Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.

Внешний вид

Когда впервые приближаешься к собору, возникает невероятное ощущение какого-то неземного, «космического» величия. И это неудивительно: Собор Святого Вита, фото которого - доказательство его громадных размеров, имеет главный неф высотой в тридцать четыре метра. Его южная башня считается одной из самых высоких в Европе. Ее высота - девяносто шесть метров.

Но что удивительно: этот собор в Праге совершенно не подавляет своими внушительными размерами. И это несмотря на то, что на западной его стороне возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Более того, он созвучен со средневековым готическим представлением о присутствии в храме “мировой души” между Богом и человеком, а потому дарует ощущении гармонии и легчайшего устремления в небо.

Вход

В собор можно входить с нескольких сторон. Три входных портала западных ворот украшены барельефами. На центральном изображены сценки строительства храма, начиная от создания проекта и заканчивая внесением в него останков святых.

С южной стороны Собор Святого Вита обрамляют так называемые Золотые ворота. В древности они являлись главным торжественным входом в храм, предназначенным только для представителей высшего сословия. Золотые ворота представляют собой тройную готическую арку, которая покрыта мозаикой из позолоченного стекла.

Этот шедевр собран из миллиона кусочков венецианского стекла, имеющих более тридцати оттенков. Мозаика придает южному порталу характерное золотистое сияние.

Уникальны и решетки перед воротами: на них изображены ремесла, подходящие для всех знаков зодиака. Собор Святого Вита в этом плане уникален, ведь церковь считает астрологию абсолютной лженаукой.

Еще одна удивительная особенность собора - это мозаичное распятие в нише южных ворот, выполненное по православным канонам. Об этом свидетельствует количество гвоздей (четыре), которыми Спаситель прибит к кресту. Поскольку католицизм принимает, что их было всего три, наличие православного распятия в храме другого направления христианства - поистине загадка.

Фасады

Снаружи Собор Святого Вита повсеместно украшен каменной резьбой. Над порталом его южного фасада можно увидеть мозаику «Страшный суд», созданную в 1372 году. Это самое раннее подобное творение чешских мастеров из числа сохранившихся до сегодняшнего дня. О том, что собор строил зодчий-француз, напоминают каменные фигуры химер - украшение водостоков. Подобный мотив весьма характерен для архитектуры средневековой Франции. Многочисленные красноречивые фигуры и изображения злобных горгулий на фасаде по первоначальному замыслу должны были якобы отпугивать злых духов, однако на самом деле, благодаря хитрости Матье из Арраса, они служат очень интересными украшениями самых обычных дождевых сливов.

На порталах же изображены чудесные деяния и истории из жизни святых Вацлава и Войтеха.

Интерьер

Собор Святого Вита, фото которого поражает размерами и роскошью убранства внутренних помещений, посещает каждый турист, приезжающий в Прагу. Двадцать восемь достаточно мощных колонн поддерживают свод, а галерея-балкон условно разделяет пространство на «земную» и «небесную» обители. Благодаря поистине восхитительным витражам, над которыми трудились двадцать мастеров, в том числе и прославленный модернист А. Муха, преобразуют и преломляют свет. Создается впечатление, что в храме всегда присутствует солнечное сияние. Витражи - это картины из Священной истории, повествующие о сотворении мира и жизни многих святых.

Многочисленные скульптуры и бюсты членов монаршей семьи во главе с Карлом IV, а также роскошно сделанные надгробия некоторых чешских князей и монархов в капеллах были изготовлены в мастерской Парлержей. Эти произведения проникнуты величием Чешского государства. Они удивляют совершенством форм и портретными сходствами, в ряде случаев весьма напоминая образцы итальянской скульптуры пятнадцатого столетия.

Великолепие убранства не обошло стороной и кафедру, покрытую пышной резьбой. Вообще, в интерьере собора все подчинено идеям направленности ввысь.

Капелла

Замечательным творением мастера Парлержа и самым святым местом в храме считается капелла Святого Вацлава. Специалисты считают ее настоящей сокровищницей готического искусства эпохи. Капелла устроена непосредственно над гробницей Св. Вацлава - князя и небесного покровителя Чехии. При нем народ принял христианство. Впоследствии князя убил его младший брат, а после гибели его причислили к лику святых.

Стены украшены росписью и мозаикой из полудрагоценных камней — яшмы, сердолика, агата и аметиста. В центре возвышается статуя самого Св. Вацлава, принадлежащая руке того же Петра Парлержа. Князь во весь рост, в доспехах и в полном вооружении, стоит на фоне росписи на стене, изображающей эпизоды из его жизни.

Здесь же расположена его не менее богато украшенная гробница. А в специальной камере капеллы хранятся многие коронационные регалии и другие реликвии.

Очень красивы боковые изолированные ниши. Это специально устроенные часовни - помещения для семейной молитвы. Здесь общались с Богом представители самых богатых и наиболее знатных родов Средневековья. Ниши словно состязаются между собой в красоте и роскоши отделки. Там же покоятся и останки членов знатных фамилий, а также мощи архиепископов и епископов.

Каждая из капелл собора, а их всего двадцать три, одновременно являются и сокровищницей, и произведением искусства, и носителем истории. Статуи и старинные плиты надгробий, изысканные витражи и роскошная отделка камнями, многие религиозные реликвии - все это можно увидеть на экскурсии, посетив Собор Святого Вита.

Безусловно, многих впечатляет и капелла св. Яна Непомуцкого - чешского священника и великомученика, надгробие которого отлито из двух тонн чистейшего серебра, а местами оно имеет золотое и платиновое покрытие.

Внутреннее убранство

Скульптуры, изображающие ангелов, святых и монархов, притягивают взор. Туристы подолгу стоят перед ними, рассматривая их и восхищаясь мастерством автора - венского архитектора Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем собора сооружена королевская усыпальница. Она состоит из верхней части - крипты - и ротонды. Здесь покоятся останки последних чешских королей и их семей. Над усыпальницей построен балкон королевской капеллы. Именно тут монархи и их близкие молились, причащались и получали отпущение грехов.

С этого балкона достаточно четко видны лица усопших королей, которые высечены на мраморных плитах саркофага. Однако для основной массы молящихся в соборе людей его верх не виден.

Балкон полностью отделан лепниной с узором переплетенных ветвей. Колонны молельни украшены фигурками рудокопов, которые добывали серебро на Кутной горе. Это своеобразная дань уважения монархов тем, чей тяжелый труд позволил профинансировать строительство церкви.

Особенности собора

В библиотеке храма много средневековых рукописей, в том числе Евангелие, которое специалисты относят ко второй половине одиннадцатого века. А орган, установленный в Соборе Святого Вита, до сих пор считается одним из лучших во всей Европе. Внутри храма нередко устраивают концерты.

Этот удивительный собор, строившийся на протяжении нескольких столетий, вошел в золотую ленту национальной чешской культуры.

Похожие статьи