Бюджетный контроль и анализ исполнения бюджетов. Этапы анализа исполнения сводного бюджета План факт анализ представляет собой

13.09.2023

В современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительным развитием технологий, растущей диверсификации бизнеса, эффективное управление предприятием предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы.

Процедуры контроля - составной элемент технологических процедур бюджетного управления. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля и анализа исполнения бюджета устанавливают порядок и последовательность работ в соответствии с принятыми ориентирами и целями предприятия, подготовки для внешних и внутренних пользователей. При его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ полученных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.

Условия работы механизма контроля определяются масштабом деятельности компании; определением и документальным закреплением процедур контроля; реакцией руководителей соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям; налаженностью системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления.

Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета - это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, компании в течение бюджетного периода. Система контроля исполнения бюджета является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроллинг в экономическом смысле - это наблюдение и управление. Задачи контроллинга состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Основными элементами системы контроля являются:

·объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

·предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

·субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов.

Рис. 13.1. Схема формирования бюджета по результатам план-факт анализа.

Контрольно-стимулирующая цель план-фактного анализа реализуется с помощью информации об отклонениях «факта» от плана при оценке результатов работы структурного подразделения предприятия и службы. Бюджетные задания по объемам продаж продукции, по объемам производства в ассортиментном разрезе, по объемам закупок сырья и материалов, по уровню затрат, по срокам взыскания или срокам погашения можно рассматривать как базу для оценки работы подразделений, их руководителей и отдельных специалистов. По результатам этой оценки возможно применение мер материального и морального стимулирования персонала. С помощью различных схем «привязки» результатов план-фактного анализа к стимулам (поощрениям и наказаниям). В одном случае возможны поощрения за перевыполнение плановых заданий по продажам, получение , взыскание и т.п. и наказания за невыполнение этих заданий. В другом случае поощрения и наказания могут быть связаны с размером экономии ресурсов и сокращением затрат.

Информационным обеспечением анализа исполнения сводного бюджета является система, которая позволяет регистрировать отклонения плановых показателей от фактических.

Система контроля исполнения бюджета может состоять из двух контуров, отражающих фактическую информацию: оперативного и бухгалтерского учета.

По данным оперативного учета на основании казначейского исполнения бюджета, производственно-диспетчерской информации и другой управленческой информации, осуществляется оперативный контроль и мониторинг производственно-финансовой деятельности предприятия.

Фактическое отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, связанным с обработкой первичных учетных документов и дальнейшему формированию учетной информации, является исходной информационной базой осуществления контроля выполнения планов. Фактические данные формируются на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета в течение всего бюджетного периода.

Информация для контроля исполнения бюджета обусловливается единой кодировкой справочной информацией и установления таблиц соответствия аналитических регистров бухгалтерского и оперативного учета и кодов бюджетной классификации. Контроль исполнения бюджета по данным бухгалтерского учета осуществляется центрами финансовой ответственности после закрытия отчетного периода. В целом отчет по исполнению сводного бюджета осуществляется финансово-экономической службой на основании данных центров ответственности, подтвержденные бухгалтерским учетом.

Контроль исполнения операционных и финансовых бюджетов осуществляется соответствующими центрами ответственности, по следующим направлениям: реализация продукции, расходы по материалам, заработной платы, амортизационные отчисления и др.

Программно-методический комплекс

В ПМК имеются поручения для формирования информации, которая еще фактически не получена, но отражает ожидаемую деятельность предприятия за отчетный период, данная информация определяется в разделе Фактические данные.

Документ «Ожидаемый фонд оплаты труда»

Документ в программном продукте предназначен для ожидаемого отражения затрат на трудовые ресурсы.

Рис. 13.2. Документ «Ожидаемая заработная плата».

Работа с документами


Бюджетный контроль - процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализа отклонений и внесения необходимых корректив.

Бюджетный контроль осуществляется с помощью отчета об исполнении бюджетов характеристика которых приведена в предыдущем разделе учебника.

Отчет о выполнении содержит сравнение запланированных и фактических показателей с расчетом отклонений и указанием их причин. Он составляется бухгалтером-аналитиком и предоставляется менеджеру, который отвечает за принятие соответствующих решений.

Форма Отчета о выполнении бюджета аналогична форме бюджета, который подлежит контролю с добавлением граф:

- "фактическое исполнение бюджета";

- "отклонения от бюджета положительное";

- "отклонения от бюджета отрицательное".

Бухгалтер-аналитик должен вместе с Отчетом об исполнении бюджета предоставить обоснованные комментарии о существенность отклонений.

Решение менеджера (руководителя структурного подразделения, отраслевого специалиста, руководителя предприятия) на отклонение должно быть адекватным размера отклонений и причин их возникновения.

Если отклонения незначительные, менеджер их может игнорировать, то есть не исследовать причин этих отклонений.

Значительный размер отклонений требует более детального изучения их причин с помощью дополнительной информации.

Причинами отклонения от бюджета могут быть:

Ошибки и просчеты в процессе составления соответствующих бюджетов;

Неправильное определение функций затрат и доходов и калькулирования производственной себестоимости и себестоимости реализации;

Вследствие неэффективной деятельности и действий персонала;

Изменения спроса;

Колебания цен на производственные запасы;

Колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, производимую предприятием;

Невыполнение договоров покупателями и подрядчиками. В случае наличия значительных отклонений в зависимости от их возможных причин принятия таких решений:

Корректировка или пересмотр бюджета, если результаты контроля свидетельствуют, что выполнять их дальше нецелесообразно;

Внесение соответствующих коррективов в действия структурных подразделений для обеспечения достижения запланированных мер по предпринимательской деятельности;

Усиление функций материального и морального стимулирования работников, задействованных в предпринимательской деятельности.

Отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь, привлекая внимание руководителей структурных подразделений и специалистов к значительным отклонениям от ожидаемых результатов, что, в свою очередь, дает возможность осуществлять управление отклонениями.

Бюджетный контроль дополняется детальным анализом исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Направления анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится по следующим блокам (направлениям):

Факторный анализ с применением метода цепных подстановок;

Структурный анализ активов и пассивов и расчет балансовых предложений;

Анализ текущего финансового состояния предприятия;

Экспресс-анализ финансового состояния предприятия;

Анализ рентабельности.

Факторный анализ исполнения бюджетов

Процесс контроля исполнения бюджета осуществляют с помощью метода цепных подстановок. Суть этого метода заключается в определении влияния факторов на изменение результативного показателя соответствующего бюджета путем последовательной замены бюджетной величины каждого фактора в объеме изучаемого показателя и его фактической величиной указанной в Отчете об исполнении бюджета. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в расчетной формуле, тем больше и расчетов.

С этой целью рассчитывается ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, двух, трех и более факторов, предполагая, что все другие факторы соответствующего бюджета остаются неизменными.

Степень влияния того или иного фактора определяется вычитанием: из второго расчета первого, из третьего-второго и т.д. В первом расчете все величины, указанные в соответствующем бюджете (или базисные), в последнем фактические (или отчетные), а все промежуточные расчеты - условные. Количество расчетов результативных показателей должно соответствовать определенному правилу: общее их количество должно быть на единицу больше числа факторов, а количество условных результативных показателей всегда на единицу меньше численности факторов. То есть, если определяется влияние двух факторов, то необходимо рассчитать три результативных показатели: бюджетный, фактический и условный. Если требуется определить влияние трех факторов, то в этом случае рассчитываются уже четыре результативных показатели, из которых два условных.

Схематично порядок определения результативных показателей для чотирьохфакторної модели отражено в таблице 3.1.

Таблица 3.1. в

Метод применения цепных подстановок рассмотрим на примере трьохфакторної модели валового сбора зерна по группе однородных культур (выполнения бюджета реализации сельскохозяйственной продукции), формируется под воздействием:

а) размера посевной площади, га:

б) структуры посевных площадей, %;

в) урожайности отдельных культур, ц/га.

Факторную модель валового сбора зерна по группе однородных культур можно представить в таком виде:

ВЗ - валовой сбор по группе однородных культур; £ - размер посевной площади по группам культур; ПВіБ - удельный вес каждой отдельной культуры в общей площади посевов;

У/ - урожайность отдельной культуры; и - отдельная культура.

По данным таблицы 3.2 расчет проводится согласно установленной схемы, для чего сначала необходимо определить дополнительно к бюджетному и фактического валового сбора две условные показатели (на единицу меньше количества факторов) валового сбора, а именно:

Валовой сбор при фактической площади, бюджетной структуре посевных площадей и бюджетной урожайности зерновых культур. Валовой сбор определяется по формуле:

Валовой сбор при фактической площади, фактической структуре посевных площадей и бюджетной урожайности зерновых культур. Валовой сбор определяется по формуле:

Общее отклонение фактического валового сбора от валового сбора, предусмотренного бюджетом реализации и бюджетом производства, определяется путем сравнения. В нашем примере это отклонение составляет;

В процессе дальнейшего анализа абстрагируемся от влияния всех факторов, кроме тех, что изучаются на данный момент; и получим отклонение валового сбора за счет изменения:

а) размера посевной площади:

б) структуры посевной площади:

в) урожайности отдельных культур:

Проверяется правильность расчетов:

Финансовый результат исполнения бюджета (прибыль или убыток) формируется под воздействием:

а) себестоимости продукции, грн;

б) цены реализации продукции, грн;

в) объема реализации продукции, тыс. грн.

Факторную модель размера финансового результата от реализации сельскохозяйственной продукции растениеводства можно представить в таком виде:

Фр - финансовый результат по реализации продукции растениеводства;

Пи - количество реализованной продукции отдельных культур;

Эти ~ цена реализации продукции отдельных культур;

Си - производственная себестоимость продукции отдельных культур;

/ - отдельная продукция.

Расчет производится по данным таблицы 3.3 по методике, приведенной при определении влияния отдельных факторов на валовой сбор зерна, а именно, дополнительно определяется до бюджетного и фактического финансового результата от реализации сельскохозяйственной продукции растениеводства несколько условных показателей:

Финансовый результат при фактическом объеме реализации, фактической реализационной цене и бюджетному производственной себестоимости. Финансовый результат определяется по формуле:

Финансовый результат при фактическом объеме реализации, бюджетной реализационной цене и бюджетному производственной себестоимости по формуле:

Финансовый результат при бюджетном объеме реализации, фактической реализационной цене и фактической производственной себестоимости по формуле:

реализации сельскохозяйственной продукции

Общее отклонение фактических финансовых результатов от финансовых результатов, предусмотренных бюджетом, определяется путем сравнения. Это отклонение составляет:

Отклонение произошло за счет изменения:

Анализ выполнения бюджета реализации сельскохозяйственной продукции и/или дополнительных биологических активов приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3. в

Третьей, заключительной, стадией бюджетного цикла является анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа ещё иногда называют план-факт анализом, потому что при его проведении идёт сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от плановых по отчётному бюджетному периоду.

Проведение план-факт анализа имеет две основные цели - плановую и контрольно-стимулирующую.

Плановая функция анализа заключается в том, что на основе полученных выводов вносятся корректировки в хозяйственную стратегию и тактику предприятия и разрабатывается бюджет на следующий период. Последнее обстоятельство необходимо подчеркнуть особо. Одним из базовых принципов управленческого учёта и планирования является принцип «продолжающейся деятельности». Применительно к сфере составления сводного бюджета этот принцип означает, что как краткосрочный, так и долгосрочный бюджет предприятия разрабатываются на основе анализа причин отклонений фактических показателей от плановых по прошлому бюджетному периоду, а также выявления внутренних резервов повышения эффективности и улучшения финансового состояния.

Вообще, два основных фактора определяют составление нового бюджета:

  • 1) объективный (изменение рыночной конъюнктуры);
  • 2) субъективный (выявление внутренних резервов путём анализа исполнения бюджета прошлого периода и «закладывание» их в бюджет нового периода) . Единство этих двух основополагающих факторов в бюджетировании позволяет сочетать гибкость хозяйственной политики применительно к изменению состояния рынка (рыночная стратегия) и преемственность, под которой понимается наиболее оптимальное использование накопленного ресурсного потенциала предприятия.

Можно сказать- это видоизменённая блок-схема составления сводного бюджета. Так, примат изменения рыночной конъюнктуры при составлении нового бюджета - это не что иное, как определяющая роль бюджета продаж в операционном бюджете, обратная связь - корректировка продаж с учётом ограниченности ресурсов, возможных источников финансирования (проблема финансового дефицита) и пр. Задача анализа исполнения прошлого бюджета при составлении нового бюджета заключается в том, чтобы планирование политики предприятия в сфере размещения ресурсов и привлечения источников финансирования в соответствии с рыночным прогнозом продаж производилось с учётом выявленных «внутренних резервов» повышения эффективности.

Контрольно-стимулирующая функция анализа исполнения бюджета осуществляется через спецификацию отклонений фактических показателей от плановых в разрезе центров ответственности предприятия.

Анализ исполнения сводного бюджета компании проводится в шесть этапов.

Этап 1. Определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета. В процессе бюджетирования задействовано достаточно много специалистов. Использовать их всех для контроля за исполнением бюджета нецелесообразно. Для сравнения плановых и фактических показателей достаточно двух-трёх человек. При этом данные специалисты должны участвовать в разработке бюджета.

Этап 2. Определение набора «контрольных показателей» для анализа исполнения бюджета. Бюджет предприятия включает в себя большое количество показателей. При построении бюджета предприятия данные должны вводиться с максимальной степенью детализации. В то же время осуществлять контроль по каждой бюджетной строке нецелесообразно. Необходимо определить основные контрольные показатели, по которым будет производиться анализ отклонений, а также пороговые значения отклонений, которые признаются допустимыми.

Этап 3. Сбор информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Трудоёмкость сбора реальной информации о финансово-хозяйственной деятельности зависит от наличия системы управления предприятием, автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом.

Этап 4. Сравнение плановых и фактических показателей «выходных форм» сводного бюджета: отчёта о финансовых результатах, отчёта о движении денежных средств, отчёта об инвестициях, отчёта об изменении финансового состояния, баланса на конец бюджетного периода. Собственно это ещё не анализ, а позитивное изучение, так как анализ всегда носит нормативный характер, т.е. дает оценку исследуемых процессов.

Этап 5. Анализ исполнения трёх основных подбюджетов сводного бюджета:

  • - план-факт анализ исполнения операционного бюджета;
  • - план-факт анализ исполнения инвестиционного бюджета;
  • - план-факт анализ исполнения финансового бюджета.

На данном этапе анализ отклонений и формулировка выводов проводится по каждому агрегированному подбюджету отдельно.

Этап 6. Синтез. Так как все три вышеуказанных составляющих сводного бюджета являются взаимосвязанными, в первую очередь, через динамику денежных поступлений и расходов, то после детального факторного анализа операционного, инвестиционного и финансового бюджетов появляется возможность сделать количественно обоснованные выводы о выполнении сводного бюджета предприятия в целом. Эти выводы составляют так называемый SWOT-анализ (анализ «слабых» и «сильных» сторон деятельности предприятия за прошедший бюджетный период), который, по существу, является обобщением проделанной на первом и втором этапах аналитической работы по отдельным подбюджетам и сегментам бизнеса. Анализ «сильных» и «слабых» мест является основой разработки бюджета следующего периода .

Тема 11. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА

1. Сущность анализа операционного бюджета

2. Вертикальный анализ операционного бюджета

3. Горизонтальный анализ операционного бюджета

Операционный бюджет – это подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета и являющийся планом доходов, расходов и конечных финансовых результатов на конечный бюджетный период.

Составление детализированного операционного бюджета и его анализ наиболее актуален для тех организаций, где представлена предпринимательская деятельность наряду с основной.

Анализ исполнения операционного бюджета представляет собой типичный пример перехода от абстрактного к конкретному, иначе говоря от исследования формальных (математических) связей по линии «отклонение фактора - эффект на результирующий показатель» к содержательным (эконометрическим) связям в ракурсе «отклонение фактора - отклонения «смежных» факторов -> совокупный эффект на результирующий показатель» (см. схему 1). При этом вертикальный (формальный) факторный анализ является основой проведения горизонтального (содержательного) межфакторного анализа, по результатам которого уже можно сформулировать предварительные выводы о причинах отклонений показателей операционно­го бюджета (схему 1).

Схема 37. Алгоритм проведения план-факт анализа исполнения операционного бюджета

1- й этап

Факторный анализ" href="/text/category/faktornij_analiz/" rel="bookmark">факторного анализа служит сводный отчет о финансовых результатах предприятия «выходная» форма операционного бюджета, детализированный (дисегрегированный) по статьям затрат. Анализ имеет многоуровневый характер, то есть проводится в несколько этапов.

Заметим, что вертикальный факторный анализ проводится на основе именно сводного отчета. Данные отчета о финансовых результатах по видам предпринимательской деятельности используются здесь лишь по мере необходимости. Это обусловлено методологией комплексного анализа исполнения сводного бюджета.

На этапе вертикального факторного анализа исследуются преимущественно формальные (иерархические) связи между факторами хозяйственной деятельности, которые складываются в многоуровневую математическую цепочку. Организация же, как и любая сложная система, характеризуется единством формальных (вертикальных) и функциональных (горизонтальных) связей между факторами. Например если в модели вертикального факторного анализа нет взаимозависимости между блоками «Физический объем реализации» и «Прямые коммерческие расходы », то это не означает, что связь между этими двумя факторами в хозяйственной деятельности организации нет совсем, просто данная зависимость носит функциональный (горизонтальный) характер и исследуется на второй стадии комплексного анализа операционного бюджета- стадии горизонталь ного межфакторного анализа. Строго говоря, уже на первой стадии анализируются некоторые горизонтальные связи (например, при расчете факторов отклонений цен, количества, объемов и пр.), ибо исследовать форму, полностью абстрагируясь от содержательной стороны, просто невозможно. Тем не менее диалектика перехода от формы к содержанию обусловливает необходимость содержательного (горизонтального) анализа на основе количественных данных формальной (вертикальной) модели. Отчет о финансовых результатах по видам продукции, на базе которого производится изучение взаимозависимостей «издержки-объем-прибыль», как раз является основой горизонтального анализа. На первой же стадии исследованию, в основном, подвергаются сводные данные управленческого отчета о финансовых результатах, построенного на основе сводного отчета о финансовых результатах.

3. Горизонтальный факторный анализ исполнения операционного бюджета

Итак, краеугольным камнем горизонтального факторного анализа является расчет совокупного эффекта от изменения первичных факторов хозяйственной деятельности. Совокупный эффект при этом рассматривается как разница совокупного изменения доходной части финансовых результатов и изменения совокупных издержек в результате «точечного изменения первичного фактора. Следовательно, количественно специфицируются и суммируются все последствия на конечные финансовые результаты, которые имело конкретное управленческое решение либо определенное изменение ситуации на рынке. Отметим, что так как мы рассматриваем анализ исполнения краткосрочного бюджета, то уровень рыночной неопределенности здесь очень невелик, и, следовательно, будет иметь небольшой «вес» и при про­ведении горизонтального факторного анализа. Скажем, при рассмотрении взаимозависимости «цена - физический объем» изменение объемов сбыта будет трактоваться исключительно как следствие управленческих решений в области ценообразования , а не как резкое (в течение бюджетного периода) изменение емкости рынка .

Расчет совокупного эффекта отклонений первичных (контролируемых) факторов хозяйственной деятельности на динамику конечных финансовых результатов исключительно важен для обеспечения как планово-аналитической, так и контрольно-стимулирующей функции бюджетирования.

Во-первых, определение совокупного эффекта отдельных факторов на динамику чистой прибыли весьма существенно для разработки бюджета следующего периода (планово-аналитическая функция горизонтального межфакторного анализа). По сути, величины совокупных эффектов различных контролируемых факторов хозяйственной деятельности являются количественным измерением «рычагов» хозяйственной политики предприятия по разным сегментам бизнеса. Именно по результатам расчета совокупных эффектов отдельных факторов можно обоснованно заключить, что, допустим, упорядочение в сфере политики ценообразования в следующем периоде потенциально даст на порядок больший прирост финансовых результатов, чем ужесточение контроля за расходованием сырья и материалов в производстве, то есть возможно определить приоритеты хозяйственной политики. Анализ «сильных и слабых мест» деятельности предприятия за отчетный бюджетный период (SWOT - анализ), проводимый на этапе синтеза, как раз основывается на количественных «выкладках» совокупного эффекта отклонений контролируемых факторов оказываемого на конечные финансовые результаты предприятия.

Во-вторых, расчет совокупного эффекта важен для оценки деятельности отдельных подразделений (центров ответственности) предприятия и расчета их премиального фонда по итогам прошедшего бюджетного периода. Собственно, вся система материального стимулирования на предприятии основывается на фундаментальном принципе равного вознаграждения подразделений за одинаковый вклад в прирост конечных финансовых результатов (более подробно эта система будет рассмотрена в следующей главе). «Точечное» воздействие на сегмент деятельности, являющееся отправной точкой совокупного эффекта, является либо следствием конкретного управленческого решения менеджера (руководителя) высшего или среднего звена (например, по установлению отпускных пен), либо результатом деятельно­сти возглавляемого данным руководителем полразделения (например, перерасход нормативов прямых материальных затрат). И в том, и в другом случае для определения меры эффективности (или неэффективности) деятельности подразделения предприятия и его начальника необходимо установить, какие же реальные последствия повлекло за собой функционирование данного подразделения в отчетном бюджетном периоде и как они отразились на благосостоянии фирмы.

Расчет совокупного эффекта воздействия факторов на конечные финансовые результаты предприятия как раз и является аналитическим инструментом спецификации ответственности отдельных подразделений и должностных лип за динамику фи­нансовых результатов компании в целом.

1. Разделение «чистого» и «комбинированного» эффекта изменения первичных факторов.

Под «комбинированным» эффектом подразумевается то изменение конечных финансовых результатов, которое явилось следствием отклонений двух и более первичных факторов, при этом долю каждого из факторов выделить не представляется возможным. Мы уже затрагивали тему комбинированного эффекта при проведении вертикального факторного анализа. Напомним, что совокупное отклонение выручки раскладывается на отклонение за счет физического объема сбыта, общее ценовое и комбинированное ценовое отклонение:

Д(Р х Б) = ДР х Бо + ДБ х Ро + ДР х ДБ,

где Д(Р х Б) - совокупное отклонение выручки;

ДР х Бо - общее ценовое отклонение;

ДБ х Ро - отклонение за счет физического объема;

ДР х ДБ - комбинированное ценовое отклонение. Комбинированное ценовое отклонение как раз и представляет собой результат комбинированного («совместного») эффекта воздействия на результирующий показатель двух факторов уровня отпускной цены и физического объема продаж. Отметим, что расчет комбинированного эффекта особенно важен в тех случаях, когда факторы, «задействованные» в образовании данного эффекта, контролируются различными подразделениями (центрами ответственности) организации.

2. Принятие в расчет совокупного эффекта косвенных («вмененных») издержек.

Горизонтальный факторный анализ оперирует только количественными значениями факторов, которые наблюдались в отчетном бюджетном периоде (иначе говоря, теми цифрами, которые зафиксированы в сводной таблице отклонений. Между тем, принятие того или иного управленческого решения предполагает выбор из двух или нескольких вариантов. При этом часто по истечении бюджетного периода выясняется, что выбор был сделан не самый оптимальный.

Под вмененными издержками (от англ. opportunity costs ) понимается «упущенная выгода » вследствие отказа от принятия альтернативного управленческого решения. Допустим, до начала бюджетного периода рассматривалась альтернатива («или-или») выпуска на одних и тех же производственных площадях продуктов А и С. Исходя из прогноза емкости рынка и предполагаемого уровня среднерыночных цен выбор был сделан в пользу продукта А по критерию величины маржинального дохода при оптимальной величине физического объема продаж (17,038 млн. руб. против 10 млн. руб. по продукту С). По завершении бюджетного периода выяснилось, что прогноз рыночной конъюнктуры по продукту А был неточным, и фактический маржинальный доход по данному продукту составил всего 4,27 млн. руб. По продукту С при этом маркетинговое исследование относительно емкости рынка и уровня цен подтвердилось. Таким образом, вмененные издержки («упущенная выгода» от ошибочного управленческого решения) составили,27 = 5,73 млн. руб. Отметим, что вмененные издержки «не улавливаются» ни вертикальном, ни горизонтальным план-факт анализом, так как это издержки планирования, а не издержки выполнения плана и по данной категории издержек нет фактических данных, а только «гипотетические» выкладки. Тем не менее в некоторых случаях величина вмененных издержек принятия того или иного стратегического (заложенного в бюджет) либо оперативного (в процессе исполнения бюджета) управленческого решения может быть весьма существенна и должна включаться в расчет совокупного эффекта данного контролируемого фактора хозяйственной деятельности.

Итак, горизонтальный факторный анализ начинается с составления перечня первичных факторов хозяйственной деятель ности. Для того, чтобы специфицировать первичные факторы, достаточно представить строки сводной таблицы отклонений в математической форме как сумму, разность, произведение, частное или тождество параметров хозяйственной деятельности (скажем, выручку по продукту А как Ра х Ба).

Первичные факторы - это те параметры хозяйственной деятельности, которые либо являются субъективными для предприятия, либо полностью определяются изменением внешней (рыночной) конъюнктуры, то есть не являются в хозяйственной деятельности предприятия следствием изменения других параметров.

Методологически очень удобно проводить классификацию первичных факторов хозяйственной деятельности в разрезе отдельных продуктов, или видов деятельности

Затем определяется и анализируется совокупный эффект на результаты деятельности с учетом центра ответственности. Значимость анализа по центрам ответственности (на основе горизонтального межфакторного анализа) заключается в основе построения системы материального стимулирования в организации.

Рассмотрим методические вопросы проведения анализа исполнения сводного бюджета предприятия за очередной бюджетный период (план-факт анализа).

Цели и блок-схема проведения план-факт анализа

Третьей, заключительной стадией бюджетного цикла является анализ исполнения сводного бюджета. Данный вид анализа хозяйственной деятельности еще иногда называют план-факт анализом, потому что при его проведении происходят сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду в отличие, например, от бизнес-диагностики или финансового анализа, где фактические данные отчетного периода сравниваются с фактическими же данными базисных (прошлых) периодов.
Информационным обеспечением план-факт анализа исполнения сводного бюджета является система комплексного нормативного учета, которая позволяет регистрировать отклонения плановых показателей от фактических в течение всего бюджетного периода по большинству подбюджетов и стадий финансового цикла хозяйственной деятельности предприятия. Нормативный учет, в частности текущий учет отклонений, ведется на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета.
Проведение план-факт анализа имеет две основные цели — плановую и контрольно-стимулирующую.
Плановая заключается в том, что на основе полученных выводов вносятся корректировки в хозяйственную стратегию и тактику предприятия и разрабатывается бюджет на следующий период. Последнее обстоятельство необходимо подчеркнуть особо. Одним из базовых принципов управленческого учета и планирования является принцип продолжающейся деятельности. Применительно к сфере составления сводного бюджета этот принцип означает, что как краткосрочный, так и долгосрочный бюджет предприятия разрабатывается на основе анализа причин отклонений фактических показателей от плановых по прошлому бюджетному периоду, а также выявления внутренних резервов повышения эффективности и улучшения финансового состояния. Два основных фактора определяют составление нового бюджета: а) объективный (изменение рыночной конъюнктуры), б) субъективный (выявление внутренних резервов путем анализа исполнения бюджета прошлого периода и «закладывание» их в бюджет нового периода). Единство этих двух основополагающих факторов в корпоративном бюджетировании позволяет сочетать гибкость хозяйственной политики в соответствии с изменением состояния рынка (рыночная стратегия) и преемственность, под которой понимается наиболее оптимальное использование накопленного ресурсного потенциала предприятия (ресурсная стратегия) (рис. 4.14).


Рис. 4.14. Общий алгоритм составления сводного бюджета предприятия на новый бюджетный период
Контрольно-стимулирующая цель план-факт анализа осуществляется через спецификацию отклонений фактических показателей от плановых в разрезе центров ответственности предприятия (структурных подразделений и их руководителей, персонально ответственных за выполнение данных показателей).

Этапы анализа исполнения сводного бюджета

Анализ исполнения сводного бюджета компании проводится в три этапа.
Этап I. Общее изучение отклонений затрат, выручки и финансовых результатов, движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия и источников их финансирования на основе сравнения плановых и фактических «выходных форм» сводного бюджета: отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета об инвестициях, отчета об изменении финансового состояния, баланса на конец бюджетного периода. Собственно, это еще не анализ, а позитивное изучение (фиксация отклонений), так как анализ всегда носит нормативный характер, т.е. дает оценку исследуемых процессов.
Этап 2. Анализ исполнения трех основных (агрегированных) подбюджетов сводного бюджета:
. план-факт анализ исполнения операционного бюджета;
. план-факт анализ исполнения инвестиционного бюджета;
. план-факт анализ исполнения финансового бюджета.
На данном этапе анализ отклонений и формулировка выводов проводятся по каждому агрегированному подбюджету отдельно.
Этап 3. Синтез. Поскольку все три вышеуказанных составляющих сводного бюджета являются взаимосвязанными (в первую очередь, через динамику денежных поступлений и расходов), то после детального факторного анализа операционного, инвестиционного и финансового бюджетов появляется возможность сделать количественно обоснованные выводы о выполнении сводного бюджета предприятия в целом. Эти выводы составляют так называемый SWOT-аналт (анализ «слабых» и «сильных» сторон деятельности предприятия за прошедший бюджетный период), который, по существу, является обобщением выполненной на первом и втором этапах аналитической работы по отдельным подбюджетам и сегментам бизнеса. Анализ «сильных» и «слабых» мест является основой разработки бюджета следующего периода (рис. 4.15).
Данная методология при проведении анализа исполнения сводного бюджета является «сквозной»: например, анализ операционного бюджета (второй этап), в свою очередь, распадается на три стадии: формальное изучение (вертикальный анализ), переход к рассмотрению содержательной основы исследуемых отклонений (горизонтальный анализ) и формулировка выводов на основе синтеза результатов вертикального анализа (формы) и горизонтального анализа (содержания).


Рис. 4.15. Корректировка хозяйственной политики предприятия по результатам анализа исполнения бюджета прошедшего периода
Похожие статьи