Конституция рф об условиях труда. Правовые источники охраны труда. Трудовой кодекс РФ

11.12.2020

УДК 342.734

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аббасова Елена Валерьевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Васильев Валерий Александрович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируется российское законодательство, регламентирующее охрану труда, рассматриваются основные составляющие, положительно влияющие на развитие этой сферы, прослеживается соотношение такой регламентации с зарубежным законодательством.

Обосновывается необходимость изменения некоторых конструкций Конституции Российской Федерации, трудового законодательства.

Ключевые понятия: основной ресурс экономики, качество социальной среды, здоровье нации, средства защиты, участие работников в управлении.

Конституция Российской Федерации содержит блок статей, предусматривающих охрану труда и здоровья людей (часть 2 статьи 7), право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). До 1993 г. защита прав работников на безопасные условия труда в основном являлась прерогативой профсоюзов, отраслевых органов государственного управления. После принятия 12 декабря 1993 г. нового Основного Закона гарантом реализации и защиты прав и законных интересов трудящихся стало государство в лице Правительства Российской Федерации.

Охрана труда сегодня приобретает особую значимость. В современном мире сформирован новый взгляд на рабочую силу как на основной ресурс экономики. Прослеживается зависимость производственных результатов от характера использования рабочей силы, профессионализма каждого работника. Как отмечал Е. Примаков, человеческий капитал выходит на первый план . Сегодня становится очевидным, что производственный травматизм, заболевания работников, включая профессиональные заболевания, не совместимы с успешным бизнесом. Закономерно, что в утверждённой распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. № 1662-Р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу приоритетов социальной и экономической политики отнесены рост производительности труда, улучшение качества социальной среды и здоровья нации, развитие экологически чистых производств. Поставлена задача восстановления Россией статуса мирового экономического государства.

Трудно быть уверенным, что эта Концепция будет осуществлена в полном объёме без решения в краткосрочный период не предусмотренных названным документом социально значимых вопросов, имеющих непосредственное отношение к охране здоровья, предупреждению травматизма.

В настоящее время получила широкое распространение практика использования труда работников за пределами установленного законодательством рабочего времени. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в стране 8 млн работников трудятся по 12 часов в день . Кто-то добровольно, а кто-то делает это вынужденно. Выборочные сведения свидетельствуют о распространении этой практики. Представители ряда профессий, не только рабочих, но и служащих, традиционно работают с повышенной нагрузкой. Парадокс, например, в регулировании труда учителей, врачей заключается в том, что для них де-юро установлен сокращённый рабочий день. А де-факто их заработная плата, несмотря на некоторые позитивные изменения, в основном определяется дополнительной учебной нагрузкой. Создаётся иллюзия сглаживания остроты проблемы дополнительной оплатой труда. Происходит процесс привыкания, вхождения в новый, требующий значительно больших усилий по сравнению с нормальным рабочим временем режим работы. Формально такой труд не назовёшь принудительным, хотя по сути он является таковым. По сведениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ, опубликованным перед его реорганизацией, в медицине, где должно быть более трёх миллионов работающих, дефицит кадров составляет около одного миллиона человек. Не хватает 152,8 тысячи врачей и 800 тысяч специалистов среднего звена*. Проблема заключается и в том, что при такой ситуации нарушается и конституционное право граждан, обращающихся, например, за медицинской помощью (ст. 41 Конституции РФ). Вызывает сомнение, что полноценная медицинская помощь им может быть оказана специалистом, уставшим от постоянных дополнительных нагрузок. Решение проблемы видится в повышении престижности труда специалистов названных профессий.

Нет оснований полагать, что увеличение рабочей нагрузки без модернизации производства существенно повысило производительность труда. По этому показателю мы в 3-4 раза отстаём от европейских

стран. Усталый работник по окончании смены не в состоянии выполнять дополнительную нагрузку с прежней интенсивностью. Длительные смены повышают риск травмирования работающих на 37% по сравнению со сменами нормальной 8-часовой длительности, риск аварийности и травматизма возрастает с ростом количества часов, отработанных за день или неделю**. Состояние отработавшего 12 часов работника сравнимо с состоянием человека, находящегося в алкогольном опьянении. Общие признаки: заторможенность в поведении, замедленная реакция на возможные риски и др. Мы в числе лидеров по заболеваемости. Медленно сокращается число инвалидов, которых сегодня 13 млн.

Характерно, что из 3,39 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн человек, или 79,7% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте . В тридцатые годы прошлого века в их трудоустройстве преобладало администрирование. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 24 октября 1921 года «О порядке учёта и распределения неполного труда инвалидов» на местах принимали меры по обеспечению инвалидов доступной им работой. Инвалиды, которые без уважительных причин оставляли работу, утрачивали право на социальное обеспечение. Сегодня нуждается в усилении индивидуальный подход в деятельности служб занятости, организаций по трудоустройству лиц названной категории.

Определённой сложностью отличается обеспечение реализации предусмотренного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности в отношении женщин. В соответствии со ст. 254 ТК РФ беременным женщинам согласно медицинским заключениям и по их заявлениям снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов. Способствовало бы более полной реализации ст. 37 Конституции РФ включение в ст. 254 ТК РФ определения неблагоприятного производственного фактора. Нельзя согласиться

с тем, что до получения медицинского заключения вопрос о том, воздействует ли на беременную работницу или работницу, имеющую ребёнка в возрасте до полутора лет, неблагоприятный фактор, решает работодатель. Эти сведения должны найти также отражение в карте аттестации рабочих мест, утверждённой приказом Минз-дравсоцразвития РФ № 342 от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». В ином случае затруднительно будет исключение такого фактора при переводе работницы в соответствии с медицинским заключением на другую работу. Предлагается включить в ст. 254 ТК РФ следующую дефиницию: «Неблагоприятный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на беременную работницу или работницу, имеющую ребёнка до полутора лет, может привести к их заболеванию либо ухудшению состояния здоровья».

В соответствии с ТК РФ не допускается за некоторыми исключениями увольнение по инициативе работодателя одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида до 18 лет), иных лиц, воспитывающих указанных детей без матери и некоторых других (ч. 4 ст. 261). В то же время ст. 70 ТК РФ предусматривает возможность установления для названной категории работников испытательного срока при приёме на работу. Эта мера лишена практического смысла, поскольку увольнение таких работниц по инициативе работодателя не представляется возможным независимо от результатов испытания. Изменение ст. 70 ТК РФ способствовало бы устранению названного противоречия, а также защите трудовых прав названных работников, освобождению их от излишних психологических нагрузок. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регламентирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» определено, что если работникам, перечисленным в ст. 70 ТК РФ, было установлено испытание, то расторжение трудового договора по результатам испытания не допускается. Это

правило должно быть распространено и на тех работников, которые перечислены в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, увольнение которых не допускается.

Проводимые в последние годы мероприятия по упреждающему реагированию на возможные риски в процессе труда, принятие превентивных и других мер по сбережению работников способствовали реализации прав и свобод в сфере охраны труда, гарантированных ст. 37 Конституции РФ. По данным Росстата за последние 6 лет уровень производственного травматизма в целом по России снизился в полтора раза (в том числе в 1,4 раза заканчивающегося летальным исходом). Тем не менее, он остаётся ещё крайне высоким, особенно по сравнению с аналогичными показателями развитых стран. Так, уровень смертности от производственных травм за тот же период в Японии снизился в 2,5 раза, в Германии - в 4 раза, во Франции этот показатель ниже в 5,5 раза*.

Практика свидетельствует о необходимости определения смыслового значения самого понятия охраны труда, его содержания, правовых аспектов, круга охватываемых мероприятий. Трудно согласиться с тем, что в определении условий труда, содержащемся в ст. 209 ТК РФ, речь идёт лишь о факторах производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, умалчивается о влиянии внешних факторов. В статье 209-й, несмотря на многоплановость мероприятий, связанных с охраной труда, не учитываются природ-ноклиматические условия той местности, где осуществляется трудовая деятельность. Возможность их воздействия на здоровье работников в ряде случаев компенсируется предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, например, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, или в высокогорных районах. Вместе с тем, когда складываются чрезвычайные ситуации из-за беспрецедентно высокой температуры, например, из-за горящих торфяников, лесных пожаров, наводнений, предприятия в силу разного рода причин не всегда оказываются готовыми к их разрешению. Необходимость законодательного закрепления мер

*htpp: //www.znakcomplekt.ru/example/serrgei-velmyaikin.

по урегулированию ситуаций, о которых идёт речь, очевидна. Лесной фонд России составляет 69% её суши, наша страна занимает первое место в мире по размерам площади торфяников. Для ряда регионов проблемы соблюдения требований охраны труда в условиях возгорания лесных и торфяных массивов носят масштабный характер, требуют объединения усилий предприятий, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. По данным Госкомстата, в 2014 году число лесных пожаров по сравнению с минувшим годом возросло в десятки раз. Сгорают миллионы кубометров леса. Загрязняется воздушная атмосфера, исключаются из естественной природной среды животные и растения, занесённые в Красную книгу.

В ст. 211 ТК РФ следует включить требования охраны труда, связанные с созданием условий для работы и отдыха в чрезвычайных ситуациях. Речь об использовании дистанционного труда, направлении работников во внеочередные отпуска, изменении сменности работы и др. По этому пути идут работодатели в ряде регионов, которые предпринимают самостоятельные меры по облегчению работы в названных ситуациях. Многие бесплатно обеспечивают сотрудников средствами защиты органов дыхания, бесплатным питанием (мороженое, кислородные коктейли, напитки и проч.), вводят дистанционные режимы работы и дополнительные возможности для отдыха (внеочередные отпуска, льготные и есплатные путёвки в санатории и др.). Законодательство стран Евросоюза обязывает работодателей обеспечивать здоровую и безопасную среду. В Германии они должны обеспечивать на рабочих местах температуру на 6°С ниже уличной, она должна не превышать 26°С*. Реализации положений, содержащихся в ст. 37 Конституции РФ, способствовало бы закрепление в ст. 211 ТК РФ, других законодательных актах изменений с учётом передового отечественного и зарубежного опыта по обеспечению нормальных условий работы, сохранению здоровья работников в экстремальных ситуациях.

При решении вопросов, связанных с охраной труда, управлением трудом не-

дооценивается обоюдная выгода от участия работников наряду с представителями менеджмента в органах управления организациями. Президентом РФ 7 мая 2012 г. был подписан Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В целях расширения участия работников в управлении организациями было поручено правительству до 1 декабря 2012 г. подготовить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих создание в организациях производственных советов, определение их полномочий, подготовку комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления.

Сегодня статья 22 ТК РФ предоставляет работодателям право создавать производственные советы как совещательные органы, образуемые на добровольной основе из числа своих работников, как правило, имеющих значительные достижения в труде. Задачей этих общественных формирований является подготовка предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий и др. Спектр задач достаточно обширен, их нельзя не отнести к числу актуальных. И всё-таки анализ статьи вызывает немало вопросов. Вот один из них - чьи интересы будут представлять производственные советы? Если в совет входят работники, да ещё, как правило, имеющие значительные достижения в труде, то они, казалось бы, и должны представлять интересы коллективов, где трудятся. Из ст. 22 ТК РФ это не усматривается. В соответствии с ней полномочия, состав, порядок деятельности советов и их взаимодействие с работодателями определяется локальными нормативными актами. Т.е. работодателями, принимающими такие акты, что вытекает из ст. 8 ТК РФ. Изменения внесены в первую часть ст. 22 ТК РФ, в которой речь идёт о правах работодателя. Он может воспользоваться своим правом и создать производственный совет, а может и не делать этого либо упразднить ранее созданный. Более значительными возможностями новый общественный орган обладал бы, если бы изменения были внесены в главу 8 ТК

*Руководящие указания о рабочих местах (ст. 3.3.). Arbeitstemichtinie/ А8Б-613/ [Электронный ресурс]: Ь^ррУшшш.Ы^е^еИисгагЬе^пеЬптег

РФ «Участие работников в управлении организацией». Тогда производственные советы представляли бы интересы работников. Их полномочия были бы определены Кодексом.

Проблема представительства интересов работников, в том числе в области охраны труда, является более масштабной, выходит за рамки обсуждаемых вопросов. В Конституции РФ не закреплено право работников на участие в управлении организациями. Это можно объяснить тем, что когда государство было единственным собственником, то предполагалось, что участвуя в управлении делами государства, граждане и их представители участвуют и в управлении народным хозяйством, в том числе предприятиями и организациями. В условиях рыночной экономики в Конституции РФ должно быть предусмотрено право работников на участие в управлении организациями, где они работают.

1. Гонтмахер, Е. Нынешний Трудовой кодекс оторван от жизни [Электронный ресурс] / Е. Гонтмахер. URL: http://www.kp.ru/artikle 124589475 (дата обращения: 29.06.2014).

2. Примаков, Е. Человеческий капитал выходит на первый план [Электронный ресурс] / Е. Примаков URL: http://www.rg.ru/2013/01/15/primakov. html (дата обращения: 29.06.2014).

3. Яворчук, Н. Правовое регулирование занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации [Текст] / Н. Яворчук, И. Молева // Кадровик. 2013. № 12. С. 22-29.

1. Gontmaher E. Nyneshniy Trudovoy kodeks otorvan ot zhizny , available at: htpp:// www.kp.ru/artikle 124589475 (accessed 29 June 2014) (in Russian).

2. Primakov E. Chelovecheskiy capital vyhodit na perviy plan , available at: http://www.rg.ru/2013/01/15/primakov. html (accessed 29 June 2014) (in Russian).

3. lavorchuk N., Moleva I. Kadrovik, 2013, no. 12, pp. 22-29 (in Russian).

CONSTITUTIONAL BASES OF LABOR PROTECTION IN RUSSIAN FEDERATION

Abbasova Elena Valeryevna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Chair of Civil and Law Disciplines, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Vasilyev Valery Aleksandrovich,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Chair of Civil and Legal Disciplines, Candidate of Juridical Sciences, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

The article presents the analysis of Russian legislative system, regulating labor protection. The authors study main components of the system, which have positive effect for its development, and trace correlation of the labor protection regulation with foreign legislative system. It is justified necessity to change some constructions of Russian Constitution and in labor legislation.

Key concepts: major economic recourse, social environment quality, health of a nation protective means,

participation of labors in administration.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право граждан на труд, одновременно устанавливает, что данное право должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

6 августа 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.

Они устанавливают гарантии осуществления права работников на охрану труда, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организа-

циях всех форм собственности и хозяйствования, направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В статье 1 Основ охрана труда определяется как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Нормы, направленные на обеспечение безопасных условий труда, прежде всего закрепляются в трудовом законодательстве, в связи с чем в широком смысле слова под охраной труда понимается все трудовое право, поскольку все его нормы обеспечивают защиту интересов всех работающих,

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, включающий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он состоит из следующих групп норм:

Правил по технике безопасности и производственной санитарии;

Специальных норм охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

Норм по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

Норм, регулирующих деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающих ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

Норм, регулирующих организацию работы по охране труда.

Данные нормы могут приниматься в централизованном порядке, а также на локальном уровне.

В соответствии с ч. 1 ст. 141 КЗОТ РФ ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.

Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности (ст. 11 Основ законодательства РФ об охране труда).

Для того, чтобы требования об охране труда соблюдались работниками, с ними проводится инструктаж. Инструктаж подразделяется на: вводный, повторный, внеплановый (текущий).

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу. Повторный инструктаж проводят периодически в установленные сроки. Внеплановый (текущий) - при изменении технологического процесса или оборудования, при нарушении правил охраны труда.

Для снижения вредного воздействия в процессе работы на организм работника устанавливаются средства индивидуальной защиты

и применения нейтрализующих вредность веществ, недопущение к тяжелым и вредным работам лиц, чье здоровье не соответствует необходимым требованиям, предоставление определенных льгот для работающих во вредных и тяжелых условиях труда.

Так, на работах с вредными условиями труда, с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением работникам бесплатно по установленным нормам выдаются специальная одежда и обувь, а также другие средства индивидуальной защиты: респираторы, маски, защитные очки, предохранительные пояса и т.д. На работодателя возлагается обязанность по обеспечению их хранения, стирки, сушки, дезинфекции, дегазации, дезактивации и ремонта (ст. 149 КЗОТ).

В соответствии со ст. 150 КЗОТ РФ на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло, а на работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ - смывающие и обезвреживающие средства.

На работах с вредными условиями труда работникам бесплатно по установленным нормам выдается молоко или другие равноценные пищевые продукты, на работах же с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическое питание (ст. 151 КЗОТ).

Работники горячих цехов должны бесплатно снабжаться газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются органом санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с администрацией (ст. 152 КЗОТ).

В целях охраны здоровья несовершеннолетних работников для них устанавливаются облегченные условия труда, дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, переноске, торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Список таких работ утверждается Правительством РФ.

Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:

а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной ответственности.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра, а работники моложе 18 лет к тому же подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Для лиц, не достигших 18-летнего возраста, введено сокращенное рабочее время; их запрещено привлекать к сверхурочным, ночным работам, работам в выходные дни. Им предоставляется удлиненный отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня, который может быть использован работниками в любое удобное для них время года.

Еще по теме Глава 17. ОХРАНА ТРУДА:

  1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. § 1. Позитивно-правовые нормы как элемент механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.
  3. § 3 Обеспечение уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина нормами Особенной части уголовного закона.

Структура законодательства РФ по охране труда:

– Конституция Российской Федерации;

– Трудовой кодекс Российской Федерации (№ 197-ФЗ);

– Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Россиской Федерации»

– Федеральный Закон « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№116-ФЗ);

– Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (№125-ФЗ).

Конституция Российской Федерации определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2). В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Трудовой кодекс Российской Федерации .

Введен в действие 1 января 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I "Общие положения" кодекса изложены цели трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

Раздел III посвящен трудовым договорам.

Трудовой договор (статья 56) –соглашение между работодателем и работником, заключаемое в письменной форме (статья 70) согласно которого обязуются:

Работодатель:

– предоставить работнику работу в соответствии с его квалификацией;

– обеспечить безопасные условия труда;

– своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату

Работник:

– лично выполнять, трудовую функцию;

– соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка

Трудовой договор заключается на (статья 58):

– неопределенный срок;

– срок не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен действующим трудовым кодексом, иными федеральными законами.

Вступает в силу со дня его подписания сторонами (статья 61)

Срочный трудовой договор заключается в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключённым на неопределённый срок.

Трудовой договор, может вступать в силу со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если же в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий день после вступления договора в силу.

Условия об испытательных сроках указываются в трудовом договоре (статья 70): продолжительность, которых не превышает 3 месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей – 6 месяцев. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.

Испытания не предусматриваются для:

– лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведённому в порядке, установленном законом;

– беременных женщин;

– женщин, имеющих детей в возрасте до 1.5 лет;

– лиц до 18 лет;

– выпускников ВПО, СПО, НПО, окончивших образовательные учреждения, имеющих государственную аккредитацию, впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу (например, освобождённые руководители профсоюзных организаций);

– лиц, приглашенных в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между ними;

– лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.

Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника (статья 721) в случаях:

– производственной необходимости (при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях – пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии) на срок до 1 месяца с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (статья 722), которая не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья;

– для замещения отсутствующего работника на срок не более 1 месяца в течение календарного года (с 01 января по 31 декабря) (статья 722).

С письменного согласия работник может быть переведён на работу, требующую более низкой квалификации.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя производится в случаях (статья 81):

– ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

– сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

– несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья по медицинскому заключению или недостаточной квалификации по результатам аттестации;

– смены собственника имущества организации (для руководителей, его заместителей и главных бухгалтеров);

– неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

– однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;

– в случае прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение рабочего дня /смены/; отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течении всего рабочего дня /смены/ независимоот его /её/ продолжительности);

– появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной; разглашение персональных данных другого работника), ставшей известной работнику в связи с исполнением своих трудовых обязанностей;

– в случае хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу

приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

– установленного комиссией по охране труда (уполномоченным по охране труда) нарушения работником требований охраны труда, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа), либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий;

– совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания утраты доверия к нему со стороны работодателя;

– совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы предоставления работником подложных документов при заключении трудового договора.

Увольнение по п.п. 2 и 3 допускается, если не возможно перевести работника с его согласия на другую работу. Увольнение невозможно (за исключением основания п.1) в период временной нетрудоспособности или отпуска работника. О проведении всех увольнений работодатель должен известить профсоюзную организацию (статья 82).

Коллективный договор (статья 40) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый между работниками и работодателем в лице их представителей на срок не более трёх лет (затем в коллективный договор могут быть внесены изменения, поправки или без изменений пролонгироваться на следующий трёхлетний срок).

При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами (статья 43).

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы. Классификация рабочего времени сведена в таблицу 2.1

Таблица 2.1 Рабочее время

Р А Б О Ч Е Е В Р Е М Я

Сокращенное

Для инвалидов 1-й и 2-й группы – не более 35 час. в неделю

До 16 лет – не более 24 часов в неделю

Нормальное

Не более 40 часов в неделю

Неполное

Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата производится пропорционально отработанному времени

С 22 часов до 6 утра. Оплата производится в повышенном размере.

За пределами установленной продолжительности рабочего времени

Сверхурочные работы

Не более 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем вполуторном размере, за последующие часы в двойном размере. Работники к сверхурочным работам привлекаются либо с их письменного согласия, либо без, в случае работ по устранению непридвиденных ситуаций, при введении чрезвычайного или военного положения

Ненормированный рабочий день

Применяется эпизодически, работнику за ненормированный рабочий день предоставляется дополнительный отпуск не менее 3 дней

В разделе V "Время отдыха" перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления. В таблице 2.2 приведены виды отдыха

Таблица 2.2 Виды отдыха

Виды времени отдыха

Перерывы в течение рабочего дня (смены)

Для работников с вредными и (или) опасными условиями труда-не более 36 часов в неделю

Для инвалидов 1-й и 2-й группы – не более 35 часов в неделю

– до 16 лет – не более 24 часов в неделю

– от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю

Ежедневный

Междусменный отдых

Выходные дни (не менее 42 часов – суббота, воскресенье) и нерабочие праздничные дни

Работа запрещена. Привлечение к работе по письменному распоряжению работодателя проводится либо с письменного согласия работника либо без согласия (для предотвращения катастрофы, производственной аварии, стихийного бедствия и их последствий.)

Виды отпусков приведены в таблице 2.3

Таблица 2.3 Виды отпусков

Ежегодные

оплачиваемые

Дополнительные оплачиваемые

Без сохранения

заработной

За особый

характер работы

За работу с

вредными и (или) опасными

условиями труда

С ненормированным рабочим днем

Продолжительность 28 рабочих дней. Отпуск может быть разделен на части, при этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Право на использование – по истечении 6 месяцев непрерывной работы в организации. До истечении 6 месяцев отпуск должен быть предоставлен:

– женщинам перед отпуском по беременности;

– работникам до 18 лет;

Предоставляется работникам, имеющим особый характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой).

По результатам

аттестации

рабочих мест

по условиям

руда. Не менее 7

календарных

дней работникам, занятым на

тяжелых работах, работах

с вредными и

(или) опансыми и иными особыми условиями

С ненормированным рабочим днем – не менее 3 дней. Определяются коллективным договором или правилами трудового распорядка.

– По семейным

обстоятельствам;

– Участникам ВОВ

– до 35 календарных дней

– Работающим

пенсионерам (по

старости)

– до 14 календарных дней;

– Работающим инвалидам

– до 60 календарных дней

– в случае рождения ребенка, регистрации брака,

смерти близких родственников

– до 5 календарных дней.

Раздел X "Охрана труда" содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Данный закон введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

    работодателей;

    работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

    членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

    студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднегопрофессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательныхучреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящихпроизводственную практику;

    военнослужащих, направляемых на работы в организации;

– граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, аходящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное непредусмотрено международным договором Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

В Законе рассмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственное управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

– расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

– координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

– организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

– обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

– международное сотрудничество в области охраны труда;

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Каждый работник имеет право на :

– Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательноесоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, – о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите отвоздействия вредных или опасных производственных факторов;

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровь явследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечениесредствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии стребованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

– обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы повопросам охраны труда;

– личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и врасследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

– компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовымдоговором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вреднымиили опасными условиями труда.

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

– Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

– Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

– На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

– При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– В случае не обеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.

– В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране трудагосударство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Охрана труда женщин

Запрещается использование труда женщин:

– на тяжелых работах;

– на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы (таблица 2.4);

– на подземных работах;

Запрещается использование труда беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, на сверхурочных работах, на работах в ночное время, выходные и праздничные дни, в служебных командировках без их письменного согласия, а также письменно ознакомить с правом отказаться от предложенной работы.

Таблица 2.4 Нормы поднятия и переноски тяжестей для женщин

Характер работы, показатели

тяжести труда

оптимальные

допустимые

с рабочей

поверхности

Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течении рабочей смены, кг

Суммарная масса грузов, перемещаемых в течении каждого часа смены, кг

Величина динамической работы в течение каждого часа работы, кгм

Охрана труда несовершеннолетих

Запрещается использовать труд подростков:

– на тяжелых работах;

– на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

– на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы (таблица 2.5);

– на подземных работах;

– в служебных командировках;

– на сверхурочных работах;

– в ночное время;

– в выходные и нерабочие праздничные дни;

– на работах, при выполнении которых может быть повреждено здоровье и нравственное развитие (игорный бизнес, торговля, перевозка, производство спирных напитков, табачных изделий, наркотических препаратов и т.д).

Дети до 14 лет привлекаются к работе с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). Характер работы (создание, исполнение произведений без ущерба для здоровья). Работодатель – организация кинематографии, театр, театральная или концертная организация, цирк. С 14 до 15 лет подростки привлекаются к работе с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). Характер работы – легкий труд, не причиняющий вреда здоровью. Время работы – свободное от учебы. С 15 лет, несовершеннолетние, получившие основное общее образование либо оставившие в соответствии с федеральным законодательством общеобразовательное учреждение, принимаются на работу на общих основаниях и без ограничений.

Таблица 2.5 Нормы поднятия и переноски тяжестей вручную для лиц моложе 18 лет

Характер работы,

показатели тяжести труда

Предельно допустимая масса груза

Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час), кг

Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены, кг

Подъем и перемещение тяжестей постоянно (более 2 раз в час) в течение не более 1/3 рабоче смены, кг

Сумпмарная масса грузов, перемещаемых в течение смены с рабочей поверхности, кг

Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение смены с пола, кг

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.

Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

– Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.

– Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

– Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

– Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

– В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ по охране труда.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчинённости осуществляют:

а) Федеральная централизованная система государственных органов и инспекций, работающая на основе Федеральных законов и независящая в своей деятельности от администрации предприятия;

– Государственные органы:

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

РФ – РОСТЕХНАДЗОР РФ (в него вошли ГОСЭНЕРГОНАДЗОР РФ, ГОСАТОМНАДЗОР РФ).

Контролирует: объекты повешенной опасности (сосуды, аппараты, работающие под давлением, объекты нефте-, газодобычи, магистральный трубопроводный транспорт);

безопасность объектов ядерно-топливного цикла, учет ядерных материалов и радиоактивных веществ; безопасность эксплуатации энергетических установок; химически опасные производственные объекты, объекты металлургии, строительства и экологии.

– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – РОСПОТРЕБНАДЗОР РФ – осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

– МЧС РФ (в состав которого входит ГУПО МВД) – ликвидирует аварии природного и техногенного характера, контролирует выполнение противопожарных мероприятий на предприятиях, боеспособность пожарных служб и исправность средств пожаротушения.

б) профсоюзы в лице их соответствующих органов (состоящие в их ведении правовая и техническая инспекции труда) – общественный контроль (Положение о технической инспекции труда ФНПР № 5-5 от 16.06.1994.).

Высший надзор за исполнением законов о труде осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ (назначается на должность и освобождается от неё Президентом РФ), несущий персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда. (Круг задач и функций государственных инспекций труда охватывает практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда работников и защиты их прав в этой области) – Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ № 1504 от 20.06.1994.

Государственный инспектор труда имеет право:

– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения

установленного образца пройти на территорию предприятия;

– запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения

надзорных и контрольных функций;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

За нарушение трудового законодательства виновные должностные лица несут административную и уголовную ответственности.

Конституция РФ

Конституция Российской Федерации об охране труда. Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2.).

В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются: продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5.).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 декларируется право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41.3.).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ней и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Трудовой кодекс РФ

Он введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I “Общие положения” кодекса изложены цели трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

В разделе II “Социальное партнерство в сфере труда” приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы осуществляющие контроль за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или не предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.



В разделе III “Трудовой договор” кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.

В разделе V “Время отдыха” перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.

В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда.

В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.

В разделе VIII “Трудовой распорядок. Дисциплина труда” указано, что правила внутреннего трудового распорядка в организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ. Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.

Раздел IX “Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников” определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Раздел X “Охрана труда” содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

В статье 217 раздела X, каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.

Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдении требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях – профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 – переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227-231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.

Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.

В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.

В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших силу законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.

Правовыми источниками охраны труда в России являются : Кон­ституция РФ, федеральные конституционные законы, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты работодателей, содержащие нормы трудового права, касающиеся вопросов безопасности и охраны труда.

Конституция РФ содержит ряд статей, относящихся к безопасности и гигиене труда, в частности ст. 2, 7, 37, 41, 42, 45 и 60. В части 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого рос­сийского гражданина (в том числе лиц без гражданства и иностранных граждан) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни была дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты груда, а также право на защиту от безработицы.

Частью 2 ст. 37 Конституции РФ запрещен принудительный труд, т.е. выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины и для нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказание за участие в забастовке и за наличие и выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных уста­новленной политической, социальной и экономической системами); в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Как принуждение к труду рассматриваются: нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника в том случае, если работник не обеспечен средствами коллективной и индивидуальной защиты или работа угрожает жизни или здоровью работника.

Принудительный труд также запрещен ст. 1 За­кона от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Международным пактом о гражданских и политических правах (1996 г.), Конвенцией МОТ 1930 г. N 29 о принудительном или обязательном труде и Конвенцией МОТ 1957 г. N 105 об упразднении принудительного труда.

В Трудовом кодексе РФ установлено, что рабо­ты, выполняемые в порядке несения воинской службы, обусловленные законодательством о воинской обязанности, не являются принудительным трудом, равно как и работы, выполняемые в порядке прохождения альтернативной воинской службы.

Не является принудительным трудом и работа, выполняемая в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии, эпизоотии), когда существует опасность для населения или его части. В условиях чрезвычайного положения (в исключительных ситуациях) допускается привлечение трудового населения к аварийно-спасательным работам с обязательным соблюдением требований охраны труда.

Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях военного положения, которое вводится Президентом РФ (ст. 87 Конституции РФ). В условиях военного положения население моби­лизуется на работы, необходимые для обороны страны.

Не является принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания, и которая организуется, контролируется специальными органами на основе федерального закона.

Трудовой кодекс РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Раздел X ТК РФ посвящен охране труда и определяет общие положения, требования охраны труда, организацию охраны труда и обеспечение прав работников на охрану труда.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, поста­новления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда относятся к иным нормативным правовым актам. В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к таким актам относятся: стандарты безопасности груда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные пра­вила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных требований охраны труда принимают законы и иные нормативные правовые акты в области охраны труда.

На основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты в области охраны труда (постановления, распоряжения и др.), а организации разрабатывают и принимают локальные нормативные акты: стандарты организации, инструкции по охране труда для работников, положения об организации работ по охране труда в организации, положения о комитетах (комиссиях) но охране труда и пр.

Действие нормативных правовых актов:

  1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
  2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового нрава, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
  4. Принимаемые работодателем локальные нормативные правовые акты действуют в отношении работников данного работодателя неза­висимо от места выполнения ими работы.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяют­ся положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юри­дических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

  • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • членов советов директоров (наблюдательных советов) органи­заций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • лиц, работающих на основании договоров гражданско-право­вого характера;
  • других лиц, если это установлено федеральным законом.

Необходимо отметить особенность действия трудового законодательства. Его действие распространяется на работодателей, работников, членов кооперативов, студентов и учащихся, проходящих производственную практику, военнослужащих, направленных на работу в организации, граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организации.

Трудовое законодательство устанавливает применение норм трудового права к военнослужащим и осужденным только в период выполнения ими трудовой функции в организациях (например, при уборке урожая, при работе осужденных в цехах, ма­стерских и пр.), но не применяются к ним в период боевой подготовки, несения караульной службы, участия в боевых действиях, нахождения на гауптвахте, в казарме, камере и др.

Нормативные правовые акты отраслей права, смежных с трудовым правом

Правовое регулирование в области охраны труда также осуществляется:

  • Гражданским кодексом РФ в части, касающейся вопросов возмещения морального вреда, причиненного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • Уголовным кодексом РФ в части, касающейся уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда;
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях в части, касающейся административной ответственности за нарушение требований охраны труда;
  • Налоговым кодексом РФ в части, касающейся отнесения затрат на обеспечение безопасных условий и охраны труда и на улучшение условий и охраны труда;
  • Федеральными законами: «О техническом регулировании», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими законами.

Акты Международной организации труда (МОТ)

Правовыми источниками охраны труда в России являются также международные трудовые нормы (стандарты) Международной органи­зации труда (МОТ).

Международная организация труда (МОТ) – специализированное учреждение ООН с 1946 года, которая была создана в 1919 году при Лиге Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и условий труда.

  • Конвенция 1977 г. N 148 о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;
  • Конвенция 1947 г. N 81 об инспекции труда;
  • Конвенция 1978 г. N 155 о регулировании вопросов труда;
  • Конвенция 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и про­изводственной среде;
  • Конвенция 2006 г. N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

Кроме названных конвенций к актам Международной организации труда, имеющим отношение к безопасности и гигиене труда, относятся:

  • Конвенция 1960 г. N 115 о защите от радиации;
  • Конвенция 1964 г. N 121 о пособиях в случае производственного травматизма;
  • Конвенция 1985 г. N 161 о службах гигиены труда;
  • Конвенция 1980 г. N 162 об асбесте;
  • Конвенция 1988 г. N167 о безопасности и гигиене труда в строитель­стве;
  • Конвенция 1990 г. N 170 о химических веществах;
  • Конвенция 1995 г. N 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах;
  • Протокол 1995 г. к Конвенции 1947 г. N 81 об инспекции труда;
  • Конвенция 2001 г. N 184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве;
  • Протокол к Конвенции 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;
  • Рекомендация МОТ 1956 г. N 102 о бытовом обслуживании;
  • Рекомендация МОТ 1993 г. N 181 о предотвращении крупных про­мышленных аварий;
  • Рекомендации МОТ 2002 г. N 194 о перечне профессиональных за­болеваний и целый ряд других.

Многие международные стандарты в сфере безопасности и гигиены труда применимы в деятельности объектов экономики России. Среди них стандарты ISO серий 9000 и 14000; OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента безопасности труда. Требования»; OHSAS 18001:2008 «Руководство по внедрению OHSAS 18001»; МОТ–БГТ 2001 «Руко­водящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO–OSH 2001)» и прочие.

Похожие статьи